Парад неравных возможностей
https://www.gazeta.ru/comments/column/mironova/12623389.shtml
05.09.2019, 08:20
Я как-то ехала в поезде с семьей, где мама отсыпалась, а два ребенка нон-стоп играли в телефон. Хорошая семья. Но видно, что на детей просто нет времени. Роскошь человеческого общения даже в семье сегодня многим непозволительна. Небогатые люди много работают, им вечером не до игр и разговоров. В садике их дети играют в группе из 35 человек. В классах по факту уже бывает и сорок. Я знаю женщину, чей сын учится в классе из 45 детей, хотя по закону должно быть не больше 25.
А в частных садах на 5-7 детей бывает по два педагога. В частных школах в среднем 10-12 человек в классе. Можно как угодно называть такой расклад, но по факту это есть именно роскошь человеческого общения. Была когда-то в The New York Times статья о том, что личное общение, услуги оффлайн и учеба оффлайн становятся малодоступными для бедных. Богатые учат детей в тесном контакте с учителями, без планшетов, по вечерам их дети играют с живыми гувернантками в кубики. Бедные учатся по интернету и занимают детей играми на телефоне. И это существенно снижает шансы ребенка в будущем успешно конкурировать с тем, кто обучался учителями и воспитывался не телефоном, а живыми людьми.
Неравенство есть везде, но именно у нас оно особенно болезненно ощущается из-за, повторю, советского прошлого. Нам ведь почти сто лет врали, что все мы равны. Кто посообразительней, не слушал пропаганду, а, сжав челюсти, карабкался вверх вопреки реальности. Доверчивые барахтались на дне, но с верой в общество равных возможностей. Но тем и другим никто открыто не показывал, что они заведомо не равны.
У нас ведь, по сути, зарождается классическое западное общество. Возьмите для примера Великобританию. В этой стране фактически реализована система одного коридора, где будущее человека в значительной мере предопределено еще образованием его родителей. Школы там бесплатные, но есть обычные государственные и такие же государственные grammar schools. В первых слабая программа, во вторых — сложная. И чем выше рейтинг школы, тем сложнее программа.
В итоге в слабых школах с низким рейтингом даже у самого сильного ученика нет шансов сдать сложный тест на максимальную сумму баллов, потому что такие тесты туда не посылают.
Не попал в сильную школу — ты обречен. А как попасть, если недвижимость в районах вокруг сильных школ дорогая?
Я знала семьи, которые возили детей в хорошую школу за 50-70 миль. Каждый день. Туда и обратно. Потому что понимание ценности хорошего образования у них есть, а денег на дом возле высокорейтинговой школы нет.
Все это там никого не удивляет. В том числе потому, что гражданское общество придумывает способы выравнивания возможностей. Это разные стипендии, выездные экзамены и прочие меры. Да, утверждена система одного коридора, располагающая к потомственной бедности. Но есть лазейки, через которые можно из этого коридора выскользнуть, если ребенок способный или талантливый. И общество, и государство стараются такие лазейки создавать, потому что богатые умны и не хотят иметь у себя под боком десятки миллионов обреченных на бесперспективную жизнь сограждан.
А нашим умным и власть имущим плевать, что ждет впереди бедняков и провинциалов. И у нас образованность сегодня не передается, как в Англии, по наследству. Там человек с хорошим образованием априори имеет работу, которая позволяет ему дать такое же образование детям. Выпускник престижного медицинского колледжа зарабатывает достаточно, чтобы поселиться возле рейтинговой школы. У нас выпускник московского мединститута может оказаться в покрытой плесенью нижнетагильской поликлинике без каких-либо шансов оттуда выбраться.
В России уже миллионы, вероятно, неплохо образованных семей отрезаны от гонки за будущим для их детей, потому что у них нет доступа к добротному обучению и дополнительному образованию, вроде техношкол и трех языков. Все, что у таких семей есть, это самообразование. И самовоспитание.
Сможешь сам, в домашних условиях хотя бы немного компенсировать ребенку отрыв от других детей, который он получает из-за твоей бедности, замечательно. Не сможешь — ребенок застрянет на всю жизнь в своем единственном коридоре на своем единственном этаже.
Один мой френд из Ивановской области написал, что его дочки, попав в Москву, с восторгом играли на обычных дворовых детских площадках — для них это было сродни парку аттракционов, потому что в их городке ничего подобного нет даже за деньги. Через 10 лет этим детям нужно будет поступать в университет. А куда? Даже за учебу в ивановском «педе» среди таких же детей, как они, будет бешеная конкуренция, хотя диплом такого института ничего почти не даст. К конкуренции за места в московских университетах эти дети не будут даже допущены. О борьбе за рабочие места с выходцами из благополучных московских семей они и думать не посмеют.
У нас снова идет становление… не знаю, не хотелось бы говорить «классов». Скажу — идет становление непроницаемых страт общества. Каст, если хотите. Переход из одной в другую в этих кастах будет налажен только после того, как кастовое общество оформится и породит борцов с ним.
Поэтому когда я в последние дни видела гордые фотографии родителей учеников частных школ или московских элитных лицеев, они представлялись мне плакатом-манифестом, в котором взрослые люди гордо демонстрировали, каких успехов они достигли в гонке за будущее своих детей. Частная школа, дополнительные занятия с психологом, три языка, преподавание финансовой грамотности и тайм-менеджмента, четыре секции робототехники — да, сразу видно, что взрослый постарался для ребенка. И сразу хочется всплакнуть над детьми, которым таких школ не видать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий