1) А. Грибоедов "Горе от ума" 1825
2) О. Мандельштам 1933
3) С. Есенин "Послание евангелисту Демьяну" 1925
4) В. Шаламов "Колымские рассказы" 1965
5) Л. Толстой "Суеверие государств" 1910
6) М. Салтыков-Щедрин "Новый Нарцисс или влюблен в себя" 1868
7) В. Белинский "Письмо Н. В. Гоголю" 1847
8) А. Герцен "Былое и думы" 1856
9) В. Маяковский "9 января" 1924
10) А. Пушкин "К Чаадаеву" 1818
11) Вольтер "Китайский сирота" 1755
12) С. Есенин "Письмо Ивану Вуразумнику" 1922
13) И. Аксаков Собрание сочинений, том 3 1860 (?)
14) А. Пушкин "Евгений Онегин" 1833
15) Аристотель "Политика" 355-322 г. до н.э
16) В. Маяковский "Крестить, это только попам рубли скрести" 1923
17) А. Радищев "Ода вольности" 1783
18) В. Белинский "Письмо к Н.В. Гоголю из Альсбурга" 1847
19) В. Маяковский "Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий" 1929
20) А. Пушкин ода "Вольность" 1817
21) М. Ганди "Ненасилие в мире и войне" 1942-1949
22) В. Белинский, Письмо к В. П. Боткину 1840
23) Д. Фонвизин, «Недоросль» 1781
24) Авраам Линкольн, Первая инаугурационная речь 1861
25) Максим Горький, Письмо к Е. П. Пешковой 1905
26) Александр Блок, «Двенадцать.1918
27) Омар Хайям, Рубайят
29) Федор Тютчев, Николаю Павловичу 1855
30) Виссарион Белинский, Письмо к Н. В. Гоголю из Зальцбрунна 1847
31) Мартин Лютер Кинг "письмо из Бирмингемской тюрьмы" 1963
32) Дж. Оруэлл "1984" 1949
33) Десмонд Туту
34) Махатма Ганди, The Law and the Lawers / Non-Violent Resistance 1962
35) Зинаида Гиппиус, Дневник (Синяя Книга) 1914
36) Мартин Лютер Кинг, Рождение нации 1957
37) Александр Радищев, примечения к переводу Г. Мабли «Размышления о греческой истории» 1773
38) Александр Герцен, Дневник 1842-1845
39) Александр Блок, «Письмо к матери» 1909
40) Томас Джефферсон Письмо Джону Адамсу 1823
41) Лев Толстой, Рабство нашего времени 1900
42) Мартин Лютер Кинг, Письмо из Бирмингемской тюрьмы 1963
43) Лев Толстой, Патриотизм или мир 1896
44) Николай Гоголь, Выбранные места из переписки с друзьями 1845
45) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил 1869
46) Николай Гоголь, Мертвые души 1842
47) Олдос Хаксли, О дивный новый мир (предисловие к изданию 1946 года)
48) Александр Герцен, Былое и думы 1856
49) Томас Джефферсон, Письмо Джеймсу Мэдисону 1787
50) Михаил Лермонтов, Прощай, немытая Россия 1840
51) Александр Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву 1790
52) Александр Герцен, Былое и думы 1856
53) Сергей Есенин, Страна негодяев 1923
54) Джордж Оруэлл, "1984" 1949
55) Константин Бальмонт, Наш царь 1907
56) Евгений Замятин, Мы 1920
57) Федор Тютчев, Давно известная всем дура 1870
58) Джон Фицджеральд Кеннеди, Речь на первой годовщине ""Союза ради прогресса" 1962
59) Нельсон Мандела, Я готов к смерти (I Am Prepared to Die), речь на заседании суда в Ривонии 1964
60) Николай Бердяев, Философия неравенства 1918
61) Иван Бунин, Окаянные дни
62) Михаил Лермонтов, Смерть поэта 1837
63) Кондратий Рылеев и Александр Бестужев, Подблюдные песни 1824-1825
64) Михаил Лермонтов, Предсказание 1830
65) Владимир Маяковский, Радоваться рано 1918
66) Мартин Лютер Кинг, Письмо из Бирмингемской тюрьмы 1963
67) Мартин Лютер Кинг, Письмо из Бирмингемской тюрьмы 1963
68) Джордж Оруэлл, "1984" 1949
69) Мартин Лютер Кинг, Интервью на CBS 1966
70) Лев Толстой, Письмо Николаю-II 1902
71) Мартин Лютер Кинг, Письмо из Бирмингемской тюрьмы 1963
72) Л. Толстой Христианство и патриотизм 1893
73) Максим Горький, Из письма каторжанам Александровской центральной тюрьмы 1911
74) Марк Твен О патриотизме, предательстве и войне 1898
75) Мартин Лютер Кинг, Письмо из Бирмингемской тюрьмы 1963
76) Федор Тютчев, Письмо к А. М. Горчакову от 21 апреля 1859г
77) Мартин Лютер Кинг, Письмо из Бирмингемской тюрьмы 1963
Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Яблоко от яблони недалеко падает. Суровое государство, с жесткой, точнее, жестокой правоохранительной системой, для которой главное — наказать преступника, а не защитить права, воспитало соответствующее поколение граждан. Именно так я понимаю самое громкое событие прошлой недели — взрыв в архангельском ФСБ.
31 октября в центре Архангельска 17-летний парень вошел в здание ФСБ с самодельным взрывным устройством. Он привел его в действие прямо на рамках металлодетектора. Погиб только сам подрывник. Трое сотрудников ФСБ получили ранения.
Буквально за несколько минут до взрыва парень оставил сообщение в анархистском телеграмм-чате. Он предупредил, что сейчас в здании ФСБ произойдет теракт, взял на себя ответственность и объяснил мотивы.
«Так как ФСБ <оборзело>, фабрикует дела и пытает людей, я решился пойти на это», — написал террорист.
То есть это не что-то личное, это вполне себе политическое действие. Теракт как метод политической борьбы — не зря многие тут же вспомнили народовольцев. Сходство тем более чудовищное, если помнить о различиях: те юные смертники, террористы 19 века, жили при монархизме, когда гражданские права и свободы не были не то, что признаны Россией, но даже и сформулированы должным образом, а из каналов распространения информации имелись в лучшем случае ежедневные газеты.
И вот, полтора столетия спустя, в демократическом государстве, где есть выборы и многопартийность, где провозглашена свобода слова и убеждений, где в считанные секунды ты можешь рассказать о своих идеях и требованиях многомиллионной аудитории, недовольный молодой человек вновь делает и взрывает бомбу. Парень, который родился и вырос в путинской России, не увидел другого способа донести до людей свой протест против пыток и фабрикации уголовных дел.
Этот взрыв, на мой взгляд, лучше, чем любая колонка политолога или отчет Human Rights Watch, доказывает, что в России нет условий для политического активизма. Несмотря на Конституцию, сотни зарегистрированных партий и регулярные выборы. Это все не работает — по крайней мере, так увидел это молодой человек, которому было что сказать власти.
Он не вышел с пикетом. Не стал собирать митинг. Не опубликовал статью, манифест, открытое письмо с требованием перестать фабриковать дела и пытать людей. Он не пошел ни в одну из партий с предложением включить этот пункт в политическую программу. Он не обратился к своему депутату в Госдуме.
Скажете, парень был слишком юн, чтобы додуматься до таких взрослых вещей? Но в том-то и дело, что такой выход, как повзрослеть, «я вырасту и все исправлю» — он тоже для себя не увидел.
Для разговора о гражданских правах с ФСБ он выбрал бомбу.
Думаю, что ФСБ в Архангельске отдувалась за всю систему. Все правоохранительные органы действуют схожим образом и, даже если и грызутся между собой, то по отношению к гражданам на редкость единодушны. Наказать. Доказать вину и засудить — вот их единственная задача. Не важна фактическая сторона дела. Не важна мотивация и виновность, то есть умысел. Хватит и малейшей формальной зацепки, чтобы человека затащило в жернова судопроизводства. И если уголовное обвинение доходит до суда — то суд примет обвинительный приговор. По-другому не бывает.
Государство открыто прессует тех, кто ему не лоялен. Не нужно иной причины, кроме взглядов и убеждений. Вот свежий пример — как в День народного единства задерживали Артема Милушкина, организатора согласованного митинга против коррупции и полицейского произвола.
Артем ехал с женой и детьми в автомобиле, его остановили на въезде в город для проверки документов. Из крайнего левого ряда остановили — что уже говорит о многом. Потом пригласили пройти в автомобиль ГИБДД. Потом подъехал еще один автомобиль — черный «мицубиси» с частными номерами, из него выбежали бойцы в штатском, кинули Артема лицом в грязь, а потом силком затащили в свою машину и увезли. Это могли быть бандиты, хотя невозмутимость гибэдэдэшников доказывает, что нет, это были «свои».
Потом Лия Милушкина нашла мужа на Комиссаровском — ему предъявили неповиновение полиции и задержали в отделении на двое суток. Пришлось, правда, отпустить после звонка в службу собственной безопасности. Посмотрим, что будет дальше.
Это пример нарочитой и адресной агрессии со стороны силовиков. Но не надо думать, что касается только активистов. Касается каждого, кто случайно или нет соприкасается со службами, облеченными правом на насилие. Дело в том, что они наслаждаются этим своим правом.
Я вспоминаю полицейского, который не так давно остановил меня на улице. Это очевидно была случайность, просто проверить номер рамы у велосипеда, но уже через пять минут патрульный угрожал задержать меня и доставить в отделение. Он сделал все, чтобы как можно дольше не дать мне пойти по своим делам; даже когда проверил раму, даже когда проверил паспорт и пробил по базам фамилию — он продолжал рассказывать мне о своих правах и моих обязанностях. Он с удовольствием тратил время, демонстрируя свою маленькую власть.
Сильное государство. Сильный президент, сильный губернатор. Страна, власть в которой принадлежит силовикам.
Поколение, к которому принадлежал архангельский подрывник, выросло в этой атмосфере. Они знают, что на митинги ходить нельзя — разгонят, а то и побьют, потом осудят. Они знают, что одиночные пикеты наказуемы. Они видят, что только в определенном наборе партий ты можешь безболезненно состоять и только определенный спектр мнений можно высказывать без опаски. Это поколение выучило на примерах, что в суде справедливости не добьешься — суд проштампует решение, с которым пришел товарищ майор.
Многолетнее ограничение политических и гражданских свобод создало в России не просто несвободное, а репрессивное государство. Государство, с которым небезопасно и страшно иметь дело. Каждый представитель этого государства считает своим долгом использовать свою власть против гражданина. Это не только силовики. Органы опеки, судебные приставы, пожарные инспекторы — все будут против вас, если выдастся случай. Признать ошибку, проявить снисхождение, простить — такие опции тут недоступны.
Репрессивное по отношению к собственным гражданам государство теперь встречает ответочку. Юный гражданин, который видел от власти только запреты и наказания, не мог и придумать другого способа коммуникации. Жестокость порождает жестокость. Безжалостное государство произвело на свет гражданина, который сделал смерть своим аргументом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий