пятница, 24 мая 2024 г.

Клиповое мышление_ Цифровая амнезия




Клиповое мышление

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0



Клиповая культура (англ. clip culture) — термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации[1]. Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей[1][2][3]. В российских источниках для обозначения особенностей мышления пребывающего в клиповой культуре человека нередко употребляются связанные термины клиповое мышление (сознание), введённые в оборот Фёдором Гиренком. Употребление этих терминов обычно подразумевает негативную, критическую оценку подобного мышления[4].


Клиповое мышление

[править | править код]

В России одним из первых термин «клиповое сознание» употребил российский философ Фёдор Гиренок[2]. Гиренок называет клиповым «мышление, реагирующее только на удар»[7][8]. Российский культуролог Константин Фрумкин выделяет пять предпосылок появления клипового мышления: возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса; потребность в новой актуальной информации и скорости её получения; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы[9][2].

Другая точка зрения связана с утверждением, что клиповые характеристики восприятия, понимания, сознания современных людей являются не столько «глобальным новообразованием», сколько восстановлением естественных процессов в психике человека. Вячеслав Букатов, подчёркивая объективность позиции Маклюэна, добавляет, что первые дискретные успехи по настойчивой реанимации прежнего докнижного стиля в культурном укладе общества «возникли задолго до появления компьютерных игр и социальных сетей»[10].

Основная масса публикаций, в которых используются понятия «клиповое сознание», «клиповое мышление», связана с русскоязычными источниками и авторами. Возведение их тезисов к работам Маклюэна и Тоффлера критикуется рядом других исследователей как носящее спекулятивный характер, а само понятие и его предмет как ненаучное[11][12][13].



Цифровая амнезия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F#%D0%A1%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8


Цифровая амнезия ("эффект Google") — это результат зависимости пользователей от Интернета. Новое явление хранения и запоминания информации.

Появление поисковых систем значительно сказалось на работе памяти людей. Возможность легко найти любую интересующую информацию привела к тому, что люди просто перестали запоминать всё то, что можно найти щелчком мышки. Тем не менее, многие исследователи утверждают, что цифровая амнезия никак не повлияла на умственные способности человека.


Описание феномена

[править | править код]

Упрощая жизнь, Google и другие поисковые системы тем самым способствуют тому, что мозг используется реже. Согласно научному исследованию Николаса Карра "Делает ли Google глупее"[2] у людей ухудшилась память и способность к концентрации. Несмотря на то, что всемирная сеть стала "поставщиком" огромного количества пищи для размышления, она также сформировала определенный образ мышления. Человечество теряет способность читать длинные тексты, от книги постоянно отвлекают внешние источники. Быстрый переход от ссылки к ссылке привел к потере способности долго концентрироваться на одном предмете. Люди стали читать онлайн не из-за удобства, а из-за того, что Интернет формирует наши читательские привычки.

Механизм чтения изменился: информация воспринимается более быстро, но менее внимательно. Среднестатистическому пользователю Интернета сложно воспринимать более двух страниц текста, особенно не развлекательного характера. Замечено, что люди предпочитают Сеть в попытке бегства от традиционного чтения. Google, как и другие поисковые системы, все больше напоминает искусственный интеллект, аккумулирующий огромное количество данных. Но есть и обратная сторона медали — поисковые системы, предоставляя данные, не учат размышлять[2].




  Flag Counter

Комментариев нет:

Отправить комментарий