Талгенизм - талант + гений
https://www.youtube.com/watch?v=uh30OKXTas4&t=88s
https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2395/1552
100 лет назад известный педагог А.Г. Ривин впервые реализовал идею коллективного взаимообучения. Этот метод, названный Ривиным «талгенизмом» (от слов «талант», «гений»), опирался на «диалогическое общение» в переменных парах и позволял достичь невероятных результатов в совместном обучении людей разного возраста и разного уровня подготовки. Прослежены исторические вехи развития метода коллективного взаимообучения в России. Обнаружены документальные свидетельства об экспериментах по созданию принципиально иной педагогической системы, существенно отличающейся от традиционной. Показано, что метод коллективного взаимного обучения (талгенизм) российского педагога А.Г. Ривина и технология современного коннективизма, реализованная в массовых открытых онлайн-курсах сМООC канадских исследователей Дж. Сименса и С. Даунса, имеют общие ключевые особенности. Установлено, что, несмотря на временной и географический разрыв (Россия, 1918 г. и Канада, 2008 г.), каждая из этих технологий делает возможным принципиально новый процесс обучения (ориентированный на потребности обучающегося), организация которого практически недостижима при традиционной классно-урочной или лекционно-семинарской системе. Обе технологии представлены как эффективные практические воплощения новой парадигмы образования, что позволяет внимательно и всесторонне изучить её элементы. Сделан вывод о предпосылках создания новой теории обучения, которая стала бы фундаментом альтернативной педагогики нового времени, отличной от традиционной, и смогла бы претендовать на статус общей теоретической базы не только дистанционного, электронного, но и аудиторного обучения.
https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2395/1552
Automatic Zoom
Actual Size
Page Fit
Page Width
50%
75%
100%
125%
150%
200%
300%
400%
Высшее образование: критический дискурс 71
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84
«Талгенизм» в эпоху цифровизации:
отечественная история cMOOC
Бабаева Марина Алексеевна – канд. физ.-мат. наук, доцент. E-mail: maalba@list.ru
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург,
Россия
Адрес: 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
Голубев Евгений Борисович – зам. главного редактора журнала
«Санкт-Петербургский уни-
верситет». E-mail: egolubev@list.ru
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Аннотация. Рассмотрены вопросы трансформации образовательного пространства в
современную эпоху тотальной цифровизации. Отмечена слабость теоретического
фунда-
мента электронного обучения в условиях массовой практики его внедрения и
применения.
Обсуждается правомерность применения традиционных теорий к электронному
обучению
в радикально изменившейся образовательной среде и необходимость разработки
новой тео-
рии. Когнитивизм, конструктивизм, бихевиоризм и др. являются базой традиционной
пе-
дагогической системы (классно-урочной в школе и лекционно-семинарской в вузах).
Показа-
но, что иную педагогическую систему представляет коннективизм – теоретическая
кон-
струкция Дж. Сименса, созданная как «теория цифровой эпохи». На основе
коннективизма
и для его изучения Дж. Сименс и С. Даунс создали первые массовые открытые
онлайн-курсы
cMOOC, – и
теоретическая конструкция получила практическое воплощение. Обнаружена
ещё одна, сходная с коннективистской, технология обучения, в основе которой
также ле-
жит отличная от традиционной педагогическая система. Это дало возможность
придать
«теории обучения цифровой эпохи» заметный «исторический объём». Корни
современного
коннективизма массовых открытых онлайн-курсов были обнаружены в России. Сто лет
назад известный педагог А.Г. Ривин впервые реализовал идею коллективного
взаимообу-
чения. Этот метод, названный Ривиным «талгенизмом» (от слов «талант», «гений»),
опирался на «диалогическое общение» в переменных парах и позволял достичь
невероятных
результатов в совместном обучении людей разного возраста и разного уровня
подготовки.
Прослежены исторические вехи развития метода коллективного взаимообучения в
России.
Обнаружены документальные свидетельства об экспериментах по созданию
принципиаль-
но иной педагогической системы, существенно отличающейся от традиционной. Показа-
но, что метод коллективного взаимного обучения (талгенизм) российского педагога
А.Г.
Ривина и технология современного коннективизма, реализованная в массовых
открытых
онлайн-курсах сМООC канадских исследователей Дж. Сименса и С. Даунса, имеют
общие
ключевые особенности. Установлено, что, несмотря на временной и географический
разрыв
(Россия, 1918 г. и Канада, 2008 г.), каждая из этих технологий делает возможным
прин-
ципиально новый процесс обучения (ориентированный на потребности обучающегося),
организация которого практически недостижима при традиционной классно-урочной
или
лекционно-семинарской системе. Обе технологии представлены как эффективные
практические воплощения новой парадигмы образования, что позволяет внимательно и
всесто-
ронне изучить её элементы. Сделан вывод о предпосылках создания новой теории
обучения,
которая стала бы фундаментом альтернативной педагогики нового времени, отличной
от
традиционной, и смогла бы претендовать на статус общей теоретической базы не
только
дистанционного, электронного, но и аудиторного обучения.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы; cMOOCК, коннективизм, метод
коллективного взаимообучения, талгенизм, А.Г. Ривин
Для цитирования: Бабаева М.А., Голубев Е.Б. «Талгенизм» в эпоху цифровизации:
отечественная история cMOOC // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No
8/9. С. 71-84.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84
Введение. Необходимость новой
педагогики – фундамента эффективного
современного обучения
В нынешнюю эпоху тотальной цифрови-
зации вектор системы образования необра-
тимо разворачивается в направлении дистан-
та процесса обучения. Стремительно возрас-
тает доля элементов электронного обучения
в традиционном образовательном процессе,
качественно трансформируется сам процесс
обучения. Использование цифровых техно-
логий кардинально меняет образовательное
пространство. Меняются цели, решения, со-
держание обучения. Заметно меняются ор-
ганизационные формы обучения, структура
классических университетов. Онлайн-кур-
сы становятся обязательными элементами
образовательных программ, из внутренней
среды университетов они уверенно выходят
во внешнее образовательное пространство.
Цифровые технологии и сеть Интернет
сделали образование открытым. В мировой
образовательной среде появились МООК
(массовые открытые онлайн-курсы), их по-
пулярность стремительно растёт [1; 2]. Лю-
бой желающий независимо от его квали-
фикации и места жительства, может теперь
получить качественное бесплатное образо-
вание. Мировые топ-университеты исполь-
зуют формат МООК при реализации обра-
зовательных программ бакалавриата, маги-
стратуры. В России в 2015 г. при поддержке
Минобрнауки РФ была учреждена ассоциа-
ция «Национальная платформа открытого
образования» (НПОО). Лучшие университе-
ты РФ предлагают здесь свои онлайн-курсы
по базовым дисциплинам, изучаемым в рос-
сийских вузах. Сегодня каждый российский
студент знаком с форматом МООК [3].
Практика внедрения и применения элек-
тронного обучения в настоящее время огром-
на, есть эмпирические исследования отдель-
ных аспектов обучения, его организации и
эффективности. Но прочной теоретической
базы современного обучения нет. Очевидно,
что фундамент для разработки и внедрения
средств электронного обучения, его оптими-
зации должны составить не только практика
и эмпирические исследования, но и теорети-
ческие концепции [4]. Основными общепри-
знанными традиционными теориями обуче-
ния считают когнитивизм, конструктивизм и
бихевиоризм. В качестве теоретических кон-
структов нередко используют также теорию
цифровых медиа, теорию активного обу-
чения и др. Эти теории, безусловно, можно
применить к электронному обучению [5], но
все они получили распространение ещё до
взлёта технологий цифровой эпохи. Сегодня
социум, образовательное пространство ра-
дикально изменились. Поэтому актуален во-
прос: правомерно ли применять традицион-
ные теории обучения в радикально изменив-
шейся образовательной среде? Необходимо
ли их полностью заменить либо нужна лишь
частичная модернизация? [6]. Новая теория
должна отразить динамичность, постоянное
развитие электронного обучения и его форм.
Но должна ли она быть настолько широка,
чтобы стать базой электронного и традици-
Высшее образование: критический дискурс 73
онного, дистанционного и аудиторного об-
учения? На эти вопросы пока нет академиче-
ски выверенного ответа.
В постиндустриальную эпоху темпы об-
новления информации многократно воз-
росли, её достоверность и точность меня-
ются. Сегодня объём знаний увеличивает-
ся экспоненциально, половину из того, что
известно сегодня, не знали 10 лет назад.
Но знания быстро теряют свою актуаль-
ность. В связи с этим говорят о значитель-
ном сокращении «периода полураспада
знаний» – промежутка времени между
моментами получения знания и его «уста-
ревания» [7]. Выпускник вуза вынужден
многократно обновлять полученные зна-
ния и навыки: сегодня «пожизненное обу-
чение – это не роскошь, а необходимость»
[8]. Поэтому в новейших технологиях об-
учения становится актуальной не столько
линейная передача конкретной информа-
ции, сколько выработка навыка добывания
и оценки знания. Формирование способно-
сти создавать новые и замечать имеющие-
ся связи, оценивать информацию должно
стать одной из задач обучения. Новые пе-
дагогические теории и подходы обязаны
это учитывать.
Кроме того, новая теория должна учесть
и специфичность новых учебных сообществ,
коммуницирующих в социальных сетях и
виртуальной образовательной среде, зача-
стую лишённых непосредственного личного
контакта с преподавателем и не всегда свя-
занных рамками единого класса или одного
вуза [9].
Коннективизм и cMOOC: теоретический
конструкт и практическое воплощение
Цифровые технологии реорганизовали
нашу жизнь, общение и обучение. Сила и
мощь сетей, развитие интернет-технологий
разворачивают обучение от целиком инди-
видуальной деятельности к работе в группе и
сообществе. Поэтому теория, описывающая
процессы и принципы современного обу-
чения, неизбежно должна отражать изме-
нившуюся социальную среду и принципы её
функционирования. Именно такую теорию
обучения для цифровой эпохи – коннекти-
визм – предложил в 2004 г. Дж. Сименс. Она
выдвигается автором и его последователями
как теоретическая основа для понимания
современного процесса обучения и объяс-
нения его результатов. Согласно принципам
коннективизма, знания распределяются по
сети соединений, и обучающийся прокла-
дывает собственный маршрут, создавая но-
вые связи и узлы в сети. Сетевой узел – это
любой источник информации: базы данных,
веб-сайты, библиотеки, организации, люди,
эмоциональные отклики, изображения.
Сеть позволяет «взаимодействовать, де-
литься, вести диалоги и думать вместе» [10].
Обучение – это процесс создания связей,
трансформации узлов и развития сети. Цель
обучения – активное участие не столько в
распространении знания, сколько в его раз-
витии и создании.
Показателен образ сети обучения, пред-
ложенный С. Даунсом: всё, что мы знаем
(представляем, придумываем...), – это 100
триллионов связей, которые образуются
между 100 миллиардами нейронов нашего
мозга в результате нашего опыта [11]. И об-
учение можно представить не как ознаком-
ление с конкретным знанием и его запоми-
нание, а как процесс формирования новых
связей во внешней «нейронной» сети. Да и
само знание, по мысли Сименса, больше на-
поминает карту мозга, нейронную сеть, чем
линейную последовательность идей. Разви-
вая мысль о том, что лучшим учителем, ис-
точником знаний является опыт, но никто не
может испытать всё, приобрести самостоя-
тельно всеобъемлющий опыт, К. Стефенсон
указывает на то, что опыт других людей,
сами люди могут стать суррогатом знаний:
«Я храню свои знания в своих друзьях» [12].
В коннективистском обучении ученики мо-
гут в любой момент почерпнуть необходи-
мые знания в сети. Они «путешествуют» по
существующим узлам сети и создают свои
собственные, делятся приобретённым зна-
Высшее образование в России • No 8/9, 202074
нием-опытом и находят новое через сотруд-
ничество.
В коннективизме способность узнавать
новое важнее, чем конкретное приобре-
тённое знание: процесс создания знаний, в
котором активно участвует ученик, важнее
процесса линейного потребления знаний.
Размывается граница между организован-
ным извне и индивидуальным самостоятель-
ным обучением. Знания больше не выстраи-
ваются и не приобретаются линейно. Обу-
чение, однако, остаётся индивидуальным (в
смысле уникальности), поскольку зависит от
маршрута – от того, через какие узлы сети
будет двигаться ученик согласно собствен-
ным интересам, какую информацию найдёт
и как ею распорядится.
На волне интереса к новой теории в 2008 г.
Стивен Даунс и Джордж Сименс запустили
первый открытый онлайн-курс «Коннекти-
визм и коннективистские знания» (CCK08 –
«Connectivism and Connective Knowledge»).
Этот курс собрал более 2300 слушателей,
причём только 25 из них были студентами,
изучавшими предмет в рамках образователь-
ной программы в университете Манитобы
(Канада), где трудился один из авторов-раз-
работчиков. Контент курса был распределён
по сети Интернет, а сам курс выполнял роль
управляющего центра, предлагая поводы
и наборы соединений для связывания кон-
тента в единую сеть. Это был т.н. cMOOC
(«c» – от
английского «connectivism»), в ко-
тором использовалась принципиально новая
технология обучения, теоретический фунда-
мент которой был ранее предложен Дж. Си-
менсом [10]. К слову, онлайн-курсы россий-
ской национальной платформы открытого
образования (НПОО) построены по иной,
более близкой к традиционному учебному
процессу, технологии с чёткой программой
и формальным оцениванием, их относят к
категории хМООС.
В коннективистских курсах отправной
точкой обучения является постоянно об-
новляемый контент для чтения, просмотра,
игры. Ежедневно выкладывается информа-
ционный бюллетень, который объединяет
материалы, делает их легко и сразу доступ-
ными для анализа. Бюллетень пополняется
всеми участниками курса (включает их запи-
си, видеоролики, изображения, сообщения,
твиты, закладки и др.). Это основа для разго-
воров, общения, действий обучаемых, позво-
ляющая формировать уникальные учебные
траектории каждого из них. Любой участник
активно использует социальные сети, блоги,
вики для поиска знаний, людей-единомыш-
ленников, установления связей.
Основной навык в процессе обучения –
способность замечать, прослеживать, соз-
давать связи между материалами, идеями,
концепциями. Можно сосредоточиваться на
термине, ссылке, теме, категории, можно вы-
давать резюме, оценку материалов. Участни-
ки курса, создавая новые связи, делятся сво-
им контентом с другими, пользуясь возмож-
ностями сети Интернет. Обучение здесь – не
повторение того, что говорили другие, а
всегда активное самообучение. Важно най-
ти информацию, её оценить, создать новую.
Курс фактически и учит тому, как смотреть,
понимать и работать с контентом, создавае-
мым другими людьми, как самому создавать
новые идеи, собственную сеть знаний.
Многие исследователи отмечают важ-
ность и актуальность сетевой модели обуче-
ния в условиях, когда «сама труба важнее,
чем её содержимое, а навык добывать то,
что понадобится завтра, важнее того, что
известно сегодня. Задачей любой теории
обучения является активизация известных
знаний в момент их применения. Но когда
знание не известно, но необходимо, способ-
ность подключаться к его источникам стано-
вится жизненно важным навыком». [10]. Так
каков же статус коннективизма, который
авторы заявили как новую теорию обучения
в цифровую эпоху? Ведь по сложившемуся в
образовательной среде мнению, теории об-
учения должны обеспечивать концептуаль-
ный фундамент и терминологию, которые
позволяли бы проводить наблюдения, интер-
претировать их результаты и понимать ито-
Комментариев нет:
Отправить комментарий