понедельник, 5 апреля 2021 г.

LUSH SERGEY Neptun Cassiopeia

LUSH_SERGEY

Inbox

Igor Timofeev

Fri, Apr 9, 7:28 PM (4 days ago)
to Igorme
   
Translate message
Turn off for: Russian


Новые принципы кооперации на основе логики  дарения

09 APRIL 2021

(По мотивам идей Анвара Кадырова и его начинания Дару-Дар https://darudar.org/ ) 

Если движущее начало человека это логика «брать» (центростремительная), то тогда все строится на эквивалентности, где нужны гарантии справедливого обмена и механизмы их обеспечивающие (например, нужны деньги и власть, которая следит за их оборотом).  Поскольку  если ты что-то дал, то должен иметь гарантии, что получишь обратно столько же, а  еще лучше больше (торг и торговля)… 

Если же движущим началом является логика отдать (центробежная), то главным становится не то, что ты получишь взамен, а то кому ты отдаешь  и качество этого дарения…   То есть гарантии, что ты отдаешь это тому, кто в этом нуждается или тому, кому это пойдет в прок (а эквивалентной оплатой тогда будет удовлетворение и дар от других, кто видит твою нужду). 

Когда то оба этих принципа (альтруизм и эгоизм) были в равновесии, и социум имел  возможность находиться в гармонии. Мать безвозмездно отдавала детям, вождь жертвовал собой ради племени. И каждый брал столько, сколько ему необходимо, стараясь не обделить тех, кто рядом (в стремлении отдать им). А с внешним миром, шел обмен по принципу эквивалентности от желания брать и нести в свою общину. То есть, во вне, работал принцип брать, а в общине (семье) принцип отдать. 

Однако со временем, логика брать стала доминировать везде, чему немало способствовал прогресс в области оборота денег, как гарантий того, что отдав  (за деньги) ты обязательно потом вернешь себе столько же (за деньги). Понятное дело, что перекосы в принципе отдать/взять (альтруизм/эгоизм),  привели к тому, что были разрушены общины, а теперь уже и семьи. Причем манипулируя деньгами (гарантиями) и верой людей в них, все ценности в итоге  присваивают самые ушлые, имеющие гипертрофированное желание брать. (По последним данным 82%  богатств Мира сосредоточено в руках 1% населения, а в некоторых странах  уже 90% в руках 0,0001%, к чему и остальные последовательно движутся). 

Это не значит, что деньги и стремление брать это плохо, это значит, что если при этом не имеется гармонии и баланса между брать и  отдавать, то мир, в ничем не уравновешенном центростремительном движении, идет к коллапсу. Где природные ресурсы поглощает движимый хватательным рефлексом (дай) коллективный эгоизм цивилизации.  Поскольку если кто-то  все время будет только брать (в него будет «втекать») и не будет  отдавать, то он раздуется до безобразия и обязательно лопнет. Причем ресурсы, что человечество жадно берет  от природы, далее уже в нем, поглощает кучка его самых жадных представителей.  Которые в итоге, «чахнут над златом», когда все остальные, кто мог бы сделать с этим  ресурсом хоть что-то полезное,  чахнут от недостатка этого «злата».  И поэтому общество потребления последовательно превращается в «черную дыру», бессмысленно поглощающую окружающий мир и самое себя, что бы потом оглушительно лопнуть, оставив после себя свалки из токсичных отходов. 

При этом логика «брать» настолько пропитала наше сознание, что мы с большим трудом можем представить себе механизм кооперации людей, построенный на противоположной логике «отдавать». У нас просто не укладываются в голове разумные транзакции на принципах  дарения, способные при этом обеспечить  кооперацию. Поскольку эквивалентный  обмен на  принципах «взять»,  представить легко, а  вот такой же, на принципах «отдать», кажется утопией… 

Однако, исходя из простого правила симметрии, мы должны признать, что точно так же  как можно построить сообщество осуществляющее обмен ценностями на принципе где «элемент» поглощает (центростремительном), можно построить и обратное ему сообщество на принципе где «элемент» отдает (центробежном).   

А в идеале,  нужна гармония и наличие обоих этих принципов в их единстве и балансе. 

Далее я попробую наглядно показать, как общество «альтруистов», которое построено на безвозмездном дарении, может быть защищено от деструкции и обеспечить эффективную кооперацию.  Причем регламент, который регулирует отношения в таком позитивном обществе -«дар на дар» (где итогом имеем  удовлетворение),  обеспечить гораздо проще, чем в случае «эквивалентного» обмена в нынешнем негативном обществе - «дашь на дашь» (где, в итоге, имеем жажду получить побольше и неудовлетворение). И как бы это странным не показалась, для этого варианта - «дар на дар» можно применить те же самые принципы и правила, которые применялись для кооперации типа «Социальная Синергия» http://synergy4all.net/?page_id=169, только инвертировав и упростив некоторые функции.  

Сергей Лачинян     sergeylych777sss@gmail.com    

Сайт:  synergy4all.net  


...

[Message clipped]  View entire message

Igor Timofeev

Fri, Apr 9, 7:40 PM (4 days ago)
to Igorme
   
Translate message
Turn off for: Russian

Что делать? 

Начну с "аксиом" и принципов - о чем мы собственно говорим, зачем что-то делать, и, что мы понимаем под этим деланием. 

Известны два основных - "полярных"  принципа организации и управления, и множество промежуточных. В крайних точках это принципы – Иерархический и Сетевой.   

  




Иерархический принцип организации 

Все беды нынешнего человечества, это следствие кризиса иерархических структур, которые, хорошо работая с небольшим числом участников, например, в случае иерархии в стае, племени или небольшой общине, по мере роста сложности систем (город, государство, цивилизация), приводят к проблемам, противоречиям и кризисам. 

  

Иерархический, он же принцип детерминизма, это  «классическая физика», когда сила управляет движением (состоянием). 

Суть его проста, есть некая иерархия действующих сил, где в случае пирамидальной организации системы (есть и другие варианты) управляющий импульс от "центрального элемента", "вершины" или "узла" распространяется далее через передаточные звенья на всю остальную систему и определяет ее состояние. 

В случае наличия нескольких таких «центров управления» в «классических»  иерархических системах, они начинают конкурировать за управление и либо побеждает один из них, либо наступает «двоевластие» (нынешние США), тогда система теряет управляемость и разрушается  (борьба за центры влияния, суть нынешней политики для всех уровней и международных отношений). 

Поэтому в иерархических системах всегда существует доминирующий в  данный момент управленческий узел. 

Естественно, в силу фундаментальных законов природы (энтропия)  по пути  прохождения управляющих импульсов возникают помехи и искажения (диссипация), и в итоге,  начиная с определенного порогового значения, система теряет функциональность. 

Поэтому любая иерархическая система, с ростом числа участников и сложности, теряет устойчивость и связанность, накапливает ошибки («испорченный телефон») и в итоге распадается. 

Для повышения устойчивости, в иерархиях строятся дополнительные системы контроля и обратных связей (как правило, также по принципу иерархии и детерминизма,  то есть по схеме начальник-подчиненный). 

Эти вторичные контролирующие системы также, по мере роста сложности, теряют управляемость и функциональность... 

Очевидно, что начиная с некоторого уровня сложности (количества управленческих звеньев и сложности задач) система иерархического типа уже физически не сможет существовать. 

То есть, у иерархических систем существует предел роста сложности. 

(И он, в случае нашей цивилизации, уже очевидно достигнут - см. «циклы Капицы-Дьякова»). 

  

Итог: 

А) Степени свободы иерархической системы определяются уровнем и способностями управленческого центра - как вершины управленческой пирамиды (то есть свойства отдельного человека, управленческого звена или "узла" лимитируют параметры всей системы). 

Б) Управляемость такой системы прямо пропорциональна точности реагирования на команды ее последующих звеньев  исполнителей (определяется их исполнительностью и управленческой безынициативностью...). 

С) С ростом сложности систем диссипация и рост энтропии,  для  процессов, детерминированных через прямое управление и  силовое взаимодействие,  ведет к кризису и распаду системы. 

 

Последние конвульсии централизованных "иерархий" 

Оставив вопрос о том, как  исторически сложилось, что основой нынешней социальной организации стали иерархические структуры (см. пояснения в конце текста), посмотрим к чему это привело и что именно происходит сейчас. 

Начнем с сознания. В умах подавляющего большинства строителей иерархий, ровно, как и борцов с иерархиями, картина мира полностью соответствует иерархическим детерминистским моделям. То есть люди мыслят любую управленческую структуру или способы воздействовать на окружающий мир, по шаблону иерархических систем. Когда главное, это оказаться в центре (на вершине) системы, откуда далее распространить свое влияние (идеи, решения, управление)  на всех остальных. 

Только, одни при этом движимы эгоизмом и желанием извлекать личную выгоду из доминирующего положения, другие первоначально альтруизмом или своей  идеологией (текущей и соразмерной эпохе мерой понимания – «как правильно», порождающей соответствующие  «измы»). 

Однако, независимо от того, кто оказывается на вершине «власти»,  в силу самого принципа функционирования иерархий, это последовательно ведет, во-первых,  к борьбе с другими потенциальными центрами влияния (борьбой за власть с фракциями и бывшими единомышленниками). 

Далее, они вынуждены «детерминировать» своими благими начинаниями окружающих, что закономерно ведет к подавлению их свобод (а иначе последующие звенья не будут детерминированы этими «благими идеями»). 

Далее, к росту количества управляющих и контролирующих структур (бюрократии).   

И наконец, к преобразованию системы в типовую деспотию с дальнейшим распадом. 

Последние 100 лет дают нам массу примеров  развития такой последовательности, включая доброхотов, захвативших власть с благими намерениями. 

К сегодняшнему дню эту последовательность, обусловленную самой сутью структур иерархического типа, прошли уже множество народов, начинаний и организаций. 

И вопрос состоит не в том, что нам не хватает фактического подтверждения положений теории систем (см. пункты А; Б; С). 

Вопрос в том, почему, несмотря на все эти очевидные истины, все еще так мало тех, кто осознал, что проблема не в учениях лидеров или типах политических систем, а в самом принципе  иерархической организации социальных структур. 

Как говорят в народе, (где давно отметили эту закономерность) -  «людей  власть портит» - что в данном контексте следует понимать буквально. 

То есть в силу детерминизма, как основы миропонимания, люди для любого типа коллективной деятельности или решения социальных проблем (управления), автоматически строят иерархические системы, которые согласно заложенным в них принципам, в  процессе своей эволюции закономерно ведут к уменьшению степеней свободы участников, насилию, бюрократии и коррупции, потере управляемости и распаду.   

Глобализм привел нас к тому, что иерархия стала образовываться уже в планетарном масштабе, где практически изначально степень сложности системы значительно  превосходит возможности управляемости иерархических структур (учитывая объективные физические параметры нашего мира).   

Причем, стремление построить такую глобальную иерархию (империю) наблюдается всю новейшую историю человечества, и это дает нам примеры того, как такие «колониальные» структуры распадались, строго по канонам эволюции для иерархических структур за счет потери ими управляемости. 

Однако, сегодня конкуренция  за влияние (извлечение выгод и контроль), потребность в предсказуемости ситуации (поскольку локальные центры отдельных иерархий, в силу распространения военных технологий, обладают потенциалом способным дестабилизировать всю мировую систему) и всеобщая идеология детерминизма, привели нас к тому, что возникло несколько новых  «центров силы» стремящихся к мировому господству. 

Которые стремятся построить иерархии мирового масштаба на основе достижений научно технического прогресса (включая кибернетику, евгенику, соционику, биологическое, генетическое и психотронное оружие). 

Столкнувшись с проблемой сложности (неуправляемости) и технической невозможностью  ее преодолеть, эти «строители» стремятся «упростить» систему (понизить уровень ее сложности).   

В том числе «упростить» людей (исполнителей), превращая их в биороботов пригодных для строительства управляемого единым мировым правительством тоталитарного муравейника. 

Это привело к концепции «однополярного мира» и «золотого миллиарда»  (устранение   государств и радикального сокращение количества людей). 

Однако, на практике выяснилось, что построить такую систему, в силу масштабов и сложности невозможно (что недавно признали официально), поскольку для этого, в свою очередь, нужна система, которую по тем же причинам построить не удается... (хотя попытки в этом направлении предпринимаются до сих пор). 

Бурное развитие цифровых технологий, в последние десятилетия,  породило новые, несбыточные надежды детерминистов обеспечить иерархию и управляемость, уже за счет цифрового контроля и автоматизации – где основную массу исполнителей можно заменить на роботов, далее оцифровать и детерминировать исполнительные звенья, и управлять через тотальный цифровой контроль  (на этом пути сейчас впереди всех Китай). 

Однако  можно доказать, что даже в пределах одной отдельной страны этот вариант выглядит весьма сомнительным . Для его реализации нужно в кратчайшие сроки превратить огромные массы населения в «зомби», лишенные воли и свободы,  отказаться от инновационного развития (которое в сути определяется свободой творчества), и остановить аномальные климатические явления, что пока  в реальности не осуществимо.   

А самое главное, устранить множество конкурирующих центров влияния (иерархий), как внутри этих стран, так и во вне, что в обозримом будущем так же принципиально невозможно. 

Поэтому максимум, к чему могут привести такие попытки доминирования, это к очередной гражданской или мировой войне (к ее горячей фазе), что в наше время  уже чревато самоуничтожением.  Причем, стрелки на часах ядерного «апокалипсиса» сейчас стоят как никогда близко к часу «Х», хотя большинство, уже просто не осознает эту угрозу (привыкли, как лягушка к кипятку). 

То есть мы можем достаточно уверенно говорить о том, что надежда строителей иерархий на цифровые технологии и мировое правительство на этой основе, объективно несостоятельны. В силу наличия конкурирующих центров и внутренней диссипации иерархических структур (см. трезво на ситуацию в США, Европе или России). 

Поскольку объективно, все ведущие государства, в силу развития информационных и сопутствующих им технологий, уже достигли предела сложности.
Что и проявляется как потеря управляемости, возникновение множества конкурирующих бюрократических структур, коррупция и неконтролируемое свободомыслие исполнителей.   

Причем «инструменты», с помощью которых такое управление осуществляется (денежная система, правоохранительные структуры, законодательство и т.д.), также достигли пределов сложности и поэтому быстро теряют свою функциональность, на фоне возникающих непредвиденных обстоятельств и кризисов. 

Чтобы завершить тему иерархических структур – следует заметить, что иерархии  стремящимися к лоботомии и вивисекции человечества, точно также как и  масса «борцов» с ними, мыслят одинаково детерминистскими категориями насилия и централизации власти… 

И поэтому борцы за светлое будущее, точно также как и узурпаторы, видят решение проблем, в перехвате управления иерархиями, но только «с благими целями»))) 

Излишне говорить, что в силу  принципов функционирования иерархий, эти благие зачинатели, детерминируя и «совершенствуя» несовершенный мир,  в итоге, совершенно ничем не будут отличаться от тех, с кем собираются бороться (см. пункты А; Б; С, или Историю.) 

 

 

Сетевые принципы организации 

Теперь рассмотрим альтернативу иерархиям или другую полярность  -  децентрализованные распределенные системы. 

Если в централизованных  иерархических  системах – элемент управляет далее другими элементами, и они все вместе формируют среду, то в сетевых децентрализованных структурах поведение элементов наоборот, задается средой взаимодействия. 

То есть параметры среды взаимодействия или механизмы этого взаимодействия, определяют  (детерминируют) поведение элементов, которые упорядочиваются под действием этих опосредованных факторов. 

Здесь уместно такое сравнение – если с помощью пресс формы, мы задаем параметры среды, то ее элементы (отдельные молекулы) будут выстраиваться  согласно конфигурации этих «параметров среды взаимодействия».  То есть элементы детерминированы не за счет того, что управляя каждым отдельным элементом  их «расставляют по местам», а за счет внешнего системного фактора,  –  когда двигаясь по случайным  траекториям  и сталкиваясь, эти отдельные элементы, в итоге, занимают места соответствующие свойствам «среды взаимодействия». 

То есть  детерминированы за счет децентрализованных  сил. 

Говоря языком физиков, это вариант вероятностного распределения,  происходящего за счет параметров системы, например, «законов природы», задающих некий «регламент» среды взаимодействия. 

Где каждый элемент формально «свободен» (вероятностен)  в своем движении, но в среднем, для суммы таких элементов, система с наибольшей вероятностью будет формировать заданные средой взаимодействия структуры или состояния. 

Поэтому для распределенных или децентрализованных сетевых структур уместно выражение – параметрическое управление, когда параметры среды взаимодействия («протоколы обмена»), через вероятностные механизмы,  детерминируют  состояние системы. 

Типичный вариант  такой распределенной сетевой структуры это Интернет, где регламент и протоколы обмена, позволяют при «полной свободе» его отдельных элементов (которые, свободны вообще не пользоваться интернетом…), формировать в итоге, вполне предсказуемые результаты или направлять процессы в определенное  русло. 

Очевидно, что на уровне биологических структур, мы видим именно такой тип организации систем.  Где конгломераты клеток и неисчислимое множество химических и биологических процессов,  «управляются» не за счет «расстановки» каждого отдельного  атома или управления каждой отдельной клеткой (легко показать, что, учитывая тепловой шум и сбои, это в принципе нереализуемо), а за счет действия неких генеральных «формообразующих» факторов («протоколов сети»). 

Эти факторы  («протоколы») задают условия среды взаимодействия и смещают вероятности, через параметры взаимодействия, то есть «расставляют клетки» и регулируют процессы жизнедеятельности, не воздействуя на них непосредственно. 

Очевидно также, что детерминистский подход, который априори предполагает иерархию управляющих сил  и их последовательное действие (причинность последовательного типа), ограничивает  возможность осознания принципов параметрического управления.   

В силу чего, вопросы  функционирования живой материи, эволюции организмов или клеточной дифференцировки, до сих пор представляют для ученых неразрешимую загадку. 

Вполне естественно, что такого же рода силы (через параметры среды) действуют и на социальные процессы (и шире на биосферу в целом), задавая архетипические «сценарии» развития (эволюцию), и связывая, таким образом, через свойства среды взаимодействия, систему из отдельных «случайно  эволюционирующих» элементов. 

– Что например, было эмпирически обнаружено как нормирующие параметры для роста численности популяций (см. уравнения Капицы, показывающие действие такого параметра для не связанных  физически групп человеческой популяции).   

Также рекомендую работы Симона Шноля http://www.chronos.msu.ru/old/nameindex/shnol.html , экспериментально доказывающие существование такого рода механизмов, которые способны  детерминировать на вероятностном уровне процессы произвольной природы – то есть, задавать параметры среды взаимодействия для любых вероятностных процессов.    

В настоящий момент мы находимся в точке преобразования социальной организации человечества от пришедшей в насыщение иерархической структуры, к распределенной, децентрализованной, природоподобной сетевой структуре. 

Именно поэтому, параллельно с эволюцией иерархических - централизованных систем – обусловленных усилиями людей (детерминизмом), идет процесс формирования сетевых, распределенных децентрализованных систем, определяемых средовым фактором («архетипическим и  эволюционным»).   

Происходит циклический переход потенции в кинетику – где иерархические принципы организации, в итоге породили высокоорганизованную цивилизацию и глобальные средства коммуникации, а теперь уже выросшие на этом люди и технологии, начинают формирование альтернативных иерархическим распределенные социальные структуры.
Где действующим началом являются параметрические силы (среда взаимодействия и регламенты), опосредованно детерминирующие через состояния этой среды. 

В социуме эти силы воспринимаются как феномены «культуры» и традиций, детерминирующих людей через среду взаимодействия (“языки  - протоколы обмена”) и  задающие для «элементов» «неписаные правила». 

Что достаточно легко физически почувствовать, как  некую «ауру» места или народа, при перемещении из одной языковой среды в другую. 

Опять же, эти процессы формирования сетевых структур, как и в случае  биологических систем, находятся у всех «на виду» (смотри Интернет или современные децентрализованные системы управления). И  проблема только в необходимости это осознавать и интерпретировать на системном уровне.   

Именно здесь «слепое пятно» в мышлении большинства людей, и практика общения показала, что принцип «бесструктурного управления» или детерминированности в децентрализованных сетевых структурах, является  «камнем преткновения» для большинства аналитиков: после всех подробных  объяснений, как именно бесструктурная среда  может управлять элементами, в итоге,  при переходе к социальным системам, обычно задается  риторический вопрос - «А лошадей то куда запрягать?» 

 

Тем не менее, сегодня есть группы специалистов и организации,  которые на разных уровнях осваивают сетевые принципы организации и управления,  пытаясь на их основе построить собственную централизованную управленческую иерархию)))) 

*  *  * 

Поскольку  здесь не место детализировать тему сетевых принципов организации и управления, то нам важно лишь понимать, что  принцип параметрического формирования систем, в природе распространен ровно также, как и принцип  формирования  детерминированных - иерархических  систем, и они являются равнозначными, неразрывными  и  взаимодополняющими явлениями, такими как Янь и Инь.
Где оптимум или “золотая середина” это возникновение их единства (что фактически происходит сейчас) порождая нечто третье - как темпоральные иерархические структуры. Или самоорганизующиеся системы. 

 

 

Что делать? 

 

Теперь после этого вступления и определения типов систем и принципов управления, можно попытаться объяснить, что и как необходимо делать для преодоления кризиса цивилизации, вызванном  пределами  роста. 

Причем теперь уже с важным уточнением -  пределами роста для иерархических централизованных структур. 

И для начала, что не надо делать. 

Не надо создавать новых иерархических структур (партий, империй, измов и кратий). 

Поскольку они свое отработали и могут только усугубить кризисные явления, создавая новые конкурирующие очаги (и новые поводы для войн), поскольку иерархии, в силу неустранимых причин, в настоящее время не способны решить стоящие перед человечеством проблемы, и на нынешнем этапе их только усугубят. 

Подробный перечень этих проблем вызванных детерминистским подходом, можно найти у множества  аналитиков, которые подробно перечисляют  напасти и красочно критикуют происходящее.  Причем ими, в силу незнания причин,  обычно не предлагаются осмысленные или практически реализуемые решения. 

- И если не брать в расчет упование на потусторонние силы и инопланетян (или аналогичные мистические верования и прожекты), то либо, мы имеем в итоге благие намерения и заклинания типа - «должны, обязаны, одуматься, в кратчайшие сроки, давайте жить дружно…».   

Либо, в  умах витает идея, как то исхитриться и перехватить управление (в издыхающем глобализме), заиметь там власть  - лучше всего также глобальную, и вот тогда, «мы всем покажем Кузькину мать и наши замечательные представления о том, что нужно миру…»  ведь мы то хорошие и намерения у нас благие )))

 

* * *  

Итак, формулирую  решение, как именно можно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить ее дальнейшее конструктивное развитие. 

Для этого необходимо создать сетевую структуру, имеющую такие параметры среды взаимодействия  (регламенты сети), которые ведут к росту степеней свободы отдельных участников и их совокупного потенциала, направленного на самоорганизацию («благополучие»).
За счет децентрализованного механизма кооперации, через суммирование их возможностей самоорганизации и блокирование коллективной деструкции. 
Осуществленного за счет наличия в этой структуре параметра среды взаимодействия (регламента)  формирующего синергетические структуры    
http://worldcrisis.ru/crisis/2966851    

Соответственно  для этого создаются такие регламенты (заданные автоматически, как условие существования сети), которые  изначально  блокируют возможность построения централизованных иерархических систем или возможность «эксплуатации» такими системами этой структуры (защита от организационной деструкции).   

Учитывая «антагонизм»  Янь и Инь, такой анти иерархический алгоритм, оказывается  вполне реализуем, поскольку иерархическая система, по своей сути, не способна конструктивно управлять каждым  отдельным участником: она может их только скопом блокировать или оскопить, в крайнем случае  заставить «ходить строем», но не в случае, если они через кооперацию имеют коллективный организационный потенциал – см. как пример, принцип ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. 

Кроме того, потенциал децентрализованной структуры распределен между ее участниками в виде их коллективного «проекта» (суммы локальных транзакций) и поэтому не может быть «извлечен» за счет ограничительных мер.   

Поскольку  внутренние  транзакции не нуждаются в посредниках (в финансовых  инструментах, правосудии, гарантиях достоверности, когда контроль над ними позволяет иерархиям управлять подданными). 

При этом стремление к личному благополучию – как индивидуальный принцип биологической  «самоорганизации», понимается здесь как безусловный природный фактор - эгоизм, присущий каждому отдельному человеку, семье или группе.   

Что продиктовано их естественным стремлением к  здоровью и  благоприятной среде обитания.

Такое же стремление к личному благу в “конкурентной иерархической среде” - где благо одного строится на проблемах другого, принципиально не способно суммировать потенциал самоорганизации участников и породить через это всеобщее благо.  
Однако регламент социальной синергии, который построен на сетевом принципе, где параметры среды взаимодействия блокируют деструкцию - оставляет возможность только для конструктивного сотрудничества.
То есть участники процесса взаимодействуют с другими не по “обязательствам” или вынужденно (детерминирующему действию типичному в иерархиях), а лишь по собственному желанию (вероятностному действию, типичному для сетевого принципа).
То есть каждый принимает от других только то, что сам пожелает, а в итоге каждый делает другим только то, что хотел бы, чтобы сделали ему самому.
Просто потому, что в ином случае никакого взаимодействия и транзакций не будет.
Причем в случае сбоев (нарушении эквивалентности в обменах или деструктивных действий), регламент сети автоматически блокирует такую сделку (по инициативе любого участника -  без необходимости объяснения причин). И далее, он же позволяет разрешить конфликты без потери устойчивости сети.
Более детально, проверенный на практике принцип действия таких регламентов можете посмотреть здесь - http://worldcrisis.ru/crisis/2337530 

 

В итоге, в такой распределенной системе идет непрерывный рост уровня  коллективных  “благ” (и не только материальных) - и тем самым запускается процесс коллективной самоорганизации.    

То есть для обеспечения конструктивной направленности такой распределенной структуры, необходимо обеспечить суммирование «заложенных» природой в каждом человеке  устремлений к «биологическому благополучию» и получению благ себе и своим близким.
Где обязательным условием получения таких индивидуальных благ становится сотрудничество, то есть их приобретение за счет конструктивной коллективной деятельности, защищенной от деструкции и сбоев регламентом сети.  Который может быть “нарушен” только вместе с прекращением работы самой сети (уничтожением среды взаимодействия).

В этом случае, «каждый на своем месте», делает благо для себя и своей семьи, а все вместе,  в итоге, делают гармоничным мир вокруг себя (всеобщее благо). То есть реализуется то самое часто повторяемое  пожелание -  «если каждый на своем месте…» 

(А сейчас каждый на своем месте, ради хлеба насущного, обслуживают деструктивные интересы  людей, доминирующих в иерархических системах - http://worldcrisis.ru/crisis/2417198 ). 

На естественный вопрос о масштабировании, или как исходя из “личного блага” решаются общественные вопросы (скажем государственного масштаба) ответ будет дан далее, после пояснений, какими еще свойствами должна обладать подобная децентрализованная распределенная система. 

* * * 

На первый взгляд, создание таких условий и регламентов для самоорганизации децентрализованных распределенных структур, может показаться сложно выполнимым.   

- Ведь, для того, чтобы эффект такого «регламента» и сетевых структур был глобальным, в этом процессе должно быть задействовано большое количество людей – что при «детерминистском подходе»  требует столь же больших ресурсов и наличия власти. То есть здесь требуется ответить на вопрос - “Кто это сделает?”,    и  “Кто это позволит сделать?”. 

Кроме того, встает вопрос о скорости роста такой сети.   

Поскольку эффект процесса «исправляющего» кризисы, когда отдельный человек или группа, по умолчанию стремятся гармонизировать  свое здоровье и среду обитания, а все вместе, они гармонизируют Планету, может быть ощутим, лишь, если этот процесс будет весьма быстро распространяться на всю популяцию. 

Где в этом случае, появляется множество «гармонизирующих» очагов инновационной социальной самоорганизации  http://worldcrisis.ru/crisis/3442477 .
И социальную систему распределенного типа уже не смогут заблокировать кризисы и проблемы текущего иерархического тупика. 

Соответственно, решения, позволившие выполнить условия  быстрого распространения подобных  распределенных структур и лавинообразный рост их количества, найдены и проверены на практике - http://worldcrisis.ru/crisis/2337530     

Особенностью  подобных  сетевых алгоритмов, является возможность запуска «социальной цепной реакции», и быстрого распространения процесса, за счет высокой «заинтересованности участников» и положительной обратной связи (возможности людей в таких структурах растут в геометрической прогрессии от количества участников). 

Проще говоря, если возник подобный процесс (для его запуска имеется критическая масса), дающий людям преимущества и новые возможности, заметно превышающие вложенные усилия, то начиная с некоторого «коэффициента усиления», процесс приобретает лавинообразный характер (см.   моду, мультилевел или «финансовые пирамиды», как примеры демонстрирующие социальные цепные реакции). 

Причем, в качестве таких преимуществ и возможностей, запускающих процесс, может выступать множество различных факторов. Начиная от материальных - дисконты, взаимные услуги,  возможность заработка или обогащения, и заканчивая социальными - интересные проекты, социальные связи, защита, поиск партнеров и т.д. 

Начиная с середины  90 х, подобные алгоритмы мной разрабатывались с прикладной целью. Направленных на создание подобных динамичных сетевых сообществ. 

Имеющих при этом конструктивный вектор, за счет суммирования «природных факторов самоорганизации», через стремление каждого отдельного человека к личному «благополучию».  Что в случае получения этого благополучия через кооперацию (сотрудничество), гарантирует в итоге благополучие и всех остальных. 

Эти принципы и их работоспособность проверялись на практике (в 1995, 1996, 1998, 1999 г.), итогом чего стала концепция «Социальной синергии» - http://synergy4all.net/?page_id=169  

Соответственно – природоподобные распределенные, и не иерархические структуры, имеют один общий признак. 

Эволюция таких систем обеспечивается не за счет гипертрофированного развития отдельных элементов (к чему стремятся иерархии, критически зависящие от качеств отдельного элемента,   где “царь”  в идеале, должен быть суперменом или богом…), а за счет специализации и кооперации отдельных элементов, когда множество клеток образуют целостный организм, обладающий новыми качествами.   

То есть, когда единение частей рождает новое качество, не присущее ни одной из этих частей (принципы синергии). 

И в этом случае такое  качество принадлежит уже всем  элементам, как связанной  совокупности участников (соборности). 

Собственно, движение человечества, к объединению людей в некий мета-организм, в единое коллективное сознание – это видимо и есть ближайшая точка трансформации человечества  или возникновение предсказываемой многими эволюционной сингулярности http://synergy4all.net/?p=1136 

 

 

О масштабируемости 

То есть, кто в такой распределенной структуре будет заниматься вопросами, масштабы которых выше личного благополучия участника? 

- В обществе всегда находится достаточное число дееспособных и активных людей, для которых общее благо имеет много больший приоритет, чем их личное. 

Причем сейчас, в силу наличия  иерархических структур, такие люди практически не могут реализоваться и приносить пользу обществу. 

Поскольку на всех значимых постах в иерархической структуре находятся люди с соответствующими иерархиям параметрами (стремление к личному благу и власти, но реализованное уже не за счет сотрудничества, а за счет паразитирования на обществе). 

Естественно и админ ресурс у этих людей направлен в первую очередь на самосохранение и выдавливание из «системы» чуждых альтруистических элементов – мешающих их существованию. 

Причем, если в такую структуру даже случайно попадает дееспособный и конструктивный человек, то система его детерминирует или уничтожает (кто попадал испытал на себе)… 

В синергетических структурах распределенного типа, любой такой неравнодушный и дееспособный человек (что там автоматически проверяется по его делам) имеет возможность кооперироваться с подобными ему или заинтересованными людьми, и осуществлять миссию не дожидаясь, когда ему это будет позволено или, когда он создаст собственную иерархическую структуру. В которой придется бороться за власть, и конкурировать с другими такими структурами, в итоге, придя к тому же «разбитому корыту» - как необходимость тоталитарных методов управления. 

Наличие в синергетической структуре  множества сотрудничающих участников такого рода (конкурировать деструктивно они там не могут в силу регламента), дает пассионариям необходимые степени свободы и возможность концентрации большого потенциала для общественных дел. 

То есть вопросами  следующих масштабов, будут заниматься люди соответствующих  масштабов, – только имея для этого возможности и социальную поддержку, включая возможность влиять на работу госорганов – см. далее. 

Еще одни вопрос, как именно будут такие децентрализованные синергетические структуры взаимодействовать с существующими иерархическими (в частности государственными институтами). 

Если брать в расчет естественное стремление иерархий подавить любой процесс, которым они не могут управлять, то следует понимать, что по отношению к синергетическим структурам, этого они сделать технически не смогут.
В силу  особенностей децентрализованных структур этого типа  (а также фундаментальных причин см. выше о текущем состоянии иерархических систем). 

В качестве примера, где подобные усилия подавить распределенные децентрализованные структуры уже «забуксовали», можно привести даркнет, некоторые мессенджеры, торрент, социальные сети, криптовалюты и т.д. 

– Когда после этапа борьбы на уничтожение, иерархии вынуждены подчиняться историческим тенденциям, и далее уже пытаются приспособиться, возглавить или извлечь выгоду (что опять же  под вопросом, с учетом управляемости и дееспособности таких структур…). 

А вот для «социальной синергии» наличие государства и его институтов это благо… 

Поскольку синергетические структуры тогда могут воспользоваться  возможностями соответствующих государственных институтов. Причем инвертировав (перестроив) их деятельность с деструктивной,  в конструктивную (и это проверено экспериментально). 

То есть такие структуры готовы оплатить (оказать незаменимую услугу) любому государственному чиновнику, если он оказывает услугу участникам синергетической структуры. 

Естественно, платят чиновникам тогда и только за то, что будет сделано в плюс. 

Кроме того, объективно, синергетическая структура имеет мощность и возможности  заведомо выше, чем  практически любой человек в иерархической структуре. 

И поэтому находит решения или конструктивные рычаги влияния (закон 4-го рукопожатия https://research.fb.com/blog/2016/02/three-and-a-half-degrees-of-separation/  ), работая при этом по человеческому измерению. 

В тексте, описывающем эксперимент 1998 г, приведен  пример таких ситуаций - http://worldcrisis.ru/crisis/2337530 

Здесь важно подчеркнуть, что распределенная структура, после создания может существовать и без государства, быстро восполняя его функции, от «шерифов и судов», до международных отношений… 

И может также обходиться без интернета –  создав самостоятельно его варианты (типа передач через радиомодемы), либо работая через физический обмен данными. 

Но при наличии государственных структур, такие функции необходимые для ее существования могут осуществляться более качественно и на более высоких масштабах. 

Здесь в качестве разрядки, на тему как обеспечивается взаимодействие участников синергетических структур с представителями иерархий, уместен анекдот про Папу римского и Васю – «…того кто рядом не знаю – а вот этот Вася…». 

На этом есть смысл закончить тему поскольку ответ -  «Что делать» уже достаточно подробно сформулирован. 

А тема - «Как делать» - требует отдельного разговора. 

Свести все такие ответы  к простым формулировкам, столь же легко, сколь и бессмысленно. – Поскольку при отсутствии понятийного аппарата – это будет лишь пустой звук. 

Именно поэтому, до сих пор я писал на эти темы практически только  «для себя», предпочитая работать над созданием платформы, а не заниматься популяризацией. 

 

Сергей Лачинян   21.02.2021 

 

 

P.S. 

Фрагменты, не вошедшие в основной текст 

 

Синергия 

 - Циклы социальной синергии это первый уровень сетевой организации, который далее разворачивается в динамическую иерархию – то есть это новый тип темпоральных иерархических структур. 

- Еще недавно, ответы на вопрос, как могут быть защищены или само поддерживаться алгоритмы такой сети (распределенной децентрализованной социальной структуры) упиралось в сложность объяснения принципов защиты информации (регламента сети) за счет распределенного реестра и принципа ризомы. 

Сейчас  объяснить, почему такие регламенты не  подвержены  вмешательству и манипуляции извне (владельцами админ ресурса от иерархических структур…) стало намного проще. 

Поскольку есть прецедент и можно ссылаться на технологии типа блокчейн. 

С одной существенной поправкой, что если проводить аналогии, то это скорее технологии близкие к платформе на основе направленного ациклического графа.   

- Существует сложность взаимопонимания у желающих разобраться в принципах социальной синергии, в силу сразу множества моментов, где отсутствие представлений о децентрализованных распределенных структурах и бесструктурном управлении, это только первый барьер. 

Далее возникает еще больший барьер непонимания, поскольку требуется пояснять, как такие алгоритмы сети могут «самоисполняться» и быть неуязвимы для манипуляций.   

 Я не вижу смысла приводить здесь аргументацию по блокчейну, почему такие алгоритмы  невозможно «взломать» или «уничтожить» (только если вместе со всей инфраструктурой). Благодаря чему сейчас чисто формальные цифровые записи в токенах блокчейна – именуемые ныне криптовалютами, оказываются столь же востребованным  способом «хранения сбережений» («неуничтожимой» записи о транзакциях), как и вложения в золото (а точнее уже опережают золото http://worldcrisis.ru/crisis/2835903 )
Подробную информацию, по этим вопросам  можно найти в открытом доступе.  

- А вот что следует сказать особо, так это то, что алгоритмы социальной синергии, в отличие от блокчейна могут работать даже без наличия интернета (!).   

И поэтому более устойчивы, чем блокчейн, поскольку там алгоритм валидации (подтверждения достоверности) необходим для всей сети. А в социальной синергии  работают алгоритмы где достаточна валидация только для непосредственно  взаимодействующих участников. 

Кроме того, в алгоритме социальной синергии задействован вредный для иерархических систем блокчейна «человеческий фактор», как инструмент решения конфликтных ситуаций. 

В блокчейн технология или смарт контрактах, это пока полностью нерешенная проблема, поскольку факт нарушения договорных обязательств (неуничтожимая информация об этом) сам по себе не может разрешать  конфликтную ситуацию: ну, нарушил обязательства – ну и что? 

То есть для поддержания таких децентрализованных структур на блокчейне, нужна внешняя власть или иерархическая централизованная система, которая будет следить за выполнением условий контрактов. И в итоге, мы возвращаемся к классическим иерархическим структурам и всем их прелестям (см. выше). 

Причем надежда любителей электронных государств, на всеобщую цифровизацию и автоматизацию («муравейники роботов»), где невыполнение цифрового контракта тут же вызывает «автоматические санкции» («если не заплатят - отключим газ» или «понизим рейтинг»  – как в Китае), как было аргументировано ранее, несостоятельна. 

Что, кстати, наглядно демонстрируют уже многолетние безуспешные  попытки приделать «блокчейн» к каким то реальным процессам или хозяйственной деятельности (кроме функции «несгораемой» удостоверяющей  записи). 

Только структуры типа «социальной синергии» с задействованным «человеческим фактором», имеют необходимый потенциал самоорганизации и внутренний механизм решения конфликтных ситуаций (самовосстановления и исправления ошибок). 

  

 

Иерархии 

- Определяющим сбои системы, как тогда кажется управленцам, становится "человеческий фактор" -  непредсказуемость и инициатива человека, почему иерархии стремятся либо упростить людей до автоматов, либо воспитать в них детерминированную (идеологически ограниченную) "сознательность".   

В итоге принципиального несовершенства исполнительных звеньев, независимо от степени текущего их невежества или "осознанности", поскольку люди в принципе не могут быть идеальными элементами, исполняющими волю "центра" (иерархии), синхронизация и целостность в иерархических системах неминуемо нарушаются,  и они перестают существовать как единый объект (как система). То есть такая система, начиная с некоторого порога сложности, не сможет существовать как с людьми, так и с роботами. Поскольку реальный мир (включая, болезни, стихийные бедствия и глупость кормчих) в принципе непредсказуем, и это автоматически накладывает предел для иерархических систем. 

- В устранении этой проблемы  не помогают ограничение степеней свобод  исполнителей или  репрессии для повышения дисциплины (максимум в цепочке добавится еще одно управляемое звено...). 

- Роботы (искусственный интеллект) так страстно жаждут заполучить «обезьяны» на вершине властных пирамид, чтобы он мог исполнять "волю  верхов", а сами верха тратили минимум усилий на процесс управления - нажал кнопку, и все маршируют строем. 

  

Исторические причины 

Распространенность иерархических систем в современном мире обусловлена исторически сложившимися механизмами (см. иерархию в стаях общественных животных). 

И поддерживается биологическим инстинктом иерархической организации - стремлением к доминированию и выгодами доминирующего положения (например, стремлением альфа самцов к власти или борьбе за власть, что составляет движущее начало и содержание политики и карьерные амбиции в государственных иерархических системах). 

Некогда, в малых группах, с небольшим числом передаточных звеньев такой механизм иерархии мог быть достаточно эффективен - позволяя выделять наиболее жизнеспособных особей - лидеров, и  распространять их качества на всю стаю (вожди). 

- Однако, по мере роста сложности социальных систем, этот принцип работал все хуже  (примером могут служить цари, короли, президенты и их качества как пример для подражания). 

 - И в итоге, иерархический принцип начинает противоречить  своему первоначальному назначению. 

Когда лидеры уже далеко не лучшие представители "стаи" - а главные их качества, ведущее на вершину управленческой пирамиды, это  "кумовство",  социальная инерция, гипертрофированное стремление к власти, а также  асоциальность (умение переступать общепринятые моральные нормы). 

И это  вовсе не то, что следовало бы распространять на  остальную популяцию.   

Аморальность в популяции, в которой нет сплоченности, конструктивных правил общежития и взаимовыручки, неминуемо ведет к гибели... 




Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:17]



Одним из наиболее перспективных направлений наноэлектроники, отвечающих вызовам времени, является спинтроника (спиновая электроника). Электроны переносят не только заряд, но и спин (от англ. spin — «вращение») — собственный момент импульса электрона. Спин электрона, подобно миниатюрному магниту, создает вокруг себя локальное магнитное поле. В соответствии с этим ориентацию электронного спина можно менять в результате воздействия внешнего магнитного поля или поляризованного по спину электрического тока.

 

Модель электрона

В спинтронных устройствах вычислительные процессы и хранение информации осуществляются по физическим принципам, которые отличаются от традиционной электроники. Согласно принципу Паули, спин электрона на одной и той же орбитали атома может находиться в одном из двух состояний: со спином «вверх» либо со спином «вниз». Спин «вверх» — состояние частицы, в которой ориентация спина сонаправлена с осью квантования магнитного материала. Спин «вниз» — состояние частицы, в котором спиновый вектор направлен противоположно данной оси. Таким образом, электрон может выступать как природный передатчик двоичной информации. Магнитное поле, или поток свободных электронов, переносящий собственный магнитный момент, меняет поляризацию спинов электронов на внутренних оболочках атомов материала. Так происходит запись отдельных битов информации в магнитном состоянии структуры (1 — большинство электронов со спином «вверх», 0 — большинство электронов со спином «вниз»).

Такому типу записи данных не нужно внешнее питание, поэтому концепция привлекательна для развития твердотельной памяти нового поколения. С прогрессом в области спинтроники появляются новые типы запоминающих и логических устройств: энергонезависимая оперативная память (STT-MRAM), нейроморфные системы и спиновые транзисторы. Они энергонезависимы и работают быстрее традиционных полупроводниковых аналогов. Благодаря возможности масштабирования спинтронных структур размер приборов на их основе может радикально уменьшиться. Так в запоминающий чип размером менее сантиметра можно поместить информацию объемом с библиотечный архив.

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:18]

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:25]
Современная полупроводниковая электроника создана для решения очень узких задач. С появлением разнообразия электротехнических решений, возникнут новые задачи. Например хранение информации в той или иной базе данных. Новые виды коммуникации между нами,  новые виды ит систем, новое по, новые виды защиты и пр.

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:26]
Думаю все формы и виды организации систем найдут свое применение и свои технологии. И там где есть проблемки, в другом они легко решается

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:28]
Нам понадобится все и сразу. Все решения для чего-нибудь да сойдут

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:33]
В спинтронноц электроннике информацию можно записывать на поверхности. А значит, сами предметы могут быть носителями информации.

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:34]
И этой электронике не нужно внешнее питание и батарейки

Neptun Cassiopeia, [09.04.21 16:35]
Самокат, машина, поезд , транспорт может быть носителем информации.
...






Flag Counter

Сергей Бачин — руководитель девелоперских проектов «Интерроса» и председатель совета директоров горнолыжного курорта «Роза Хутор».

Сергей Бачин — руководитель девелоперских проектов «Интерроса» и председатель совета директоров горнолыжного курорта «Роза Хутор». 

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/04/08/865137-holding-interros-potanina-postroit-novii-gornii-kurort-v-sochi?fbclid=IwAR3oNtWZr_9XTw8XEIfuVxdk01Lg6bKG-olxrbj-djESzBzuJ-ZU8DBRi1o

Холдинг «Интеррос» Владимира Потанина планирует построить новый круглогодичный горнолыжный курорт в Сочи под названием «Долина Васта», сообщили «Ведомостям» в пресс-службе холдинга. Для этого «Интеррос» подписал соглашение с госкорпорацией ВЭБ.РФ и компанией «Васта Дискавери», собственником которой является Сергей Бачин — руководитель девелоперских проектов «Интерроса» и председатель совета директоров горнолыжного курорта «Роза Хутор». 

Курорт расположится на землях рекреационного назначения Сочинского национального парка и будет включать в себя горнолыжный центр, пансионат, санаторий, СПА-отели и водолечебницу с минеральными бюветами, уточнили в холдинге. 

ВЭБ.РФ выступит в проекте в качестве инвестиционного и финансового консультанта, а также организует синдицированное проектное финансирование строительства курорта, сообщили в пресс-службе госкорпорации. «Васта Дискавери» займется непосредственной реализацией проекта. Общий объем инвестиций в новый курорт оценивается в 80 млрд руб. Предполагается, что источниками финансирования станут собственные и заемные средства. Транспортная и инженерная инфраструктура будет построена за счет бюджетных средств, отмечается в сообщении ВЭБа. 

Проект всесезонного горного курорта предусматривает создание в течение ближайших четырех лет (2021-2025 гг.) необходимой туристической инфраструктуры для оздоровительного и горнолыжного отдыха. В частности, инициаторы проекта запланировали строительство 80 км горнолыжных трасс и несколько подъемников общей протяженностью 13 км. 

«В настоящее время проект курорта «Долина Васта» находится в стадии разработки, по завершении которой он пройдет все предусмотренные законом процедуры согласования, включая экологическую экспертизу и общественные слушания», — приводит пресс-служба слова гендиректора «Интерроса» Сергея Батехина. Он подчеркнул, что «Интеррос», как инвестор проекта, «приложит все свои усилия и накопленный опыт для того, чтобы новый курорт отвечал самым высоким технологическим и экологическим стандартам и стал, наряду с «Роза Хутор», новой жемчужиной города Сочи». 

Как отметили в госкорпорации, появление в горном кластере нового курорта обеспечит 2,5 тыс. новых рабочих мест, а с учетом развития сопутствующих сервисов – до 5 тыс. рабочих мест. Планируется, что курорт сможет принимать до 1,5 млн гостей в год. 

Холдингу «Интеррос» также принадлежит горнолыжный курорт «Роза хутор». Потанин вложил в строительство «Розы Хутор» около $2,2 млрд, из них около $500 млн собственных средств, оставшаяся сумма была профинансирована преимущественно за счет кредита ВЭБа (размер кредита составил 72,8 млрд руб.), а также за счет средств «Норникеля», сообщал в 2014 г. Forbes. Согласно данным «Спарк-Интерфакс», выручка ООО «Роза Хутор» в 2019 г. составила 6,5 млрд руб., убыток — 3,7 млрд руб.





Flag Counter

в России возрождают советскую традицию брать заложников

в России возрождают советскую традицию брать заложников


http://www.kasparov.ru/material.php?id=606B3E73C911C

Брать заложников — очень удобная штука. Это понимали еще в глубокой древности, когда, скажем, византийские императоры "настоятельно предлагали" вождям варварских племен присылать к ним в Константинополь своих сыновей — так мальчики, с одной стороны, проникались уважением к великой державе, ну а с другой — отцы понимали, что если что не так, детей им больше не видать…

Когда французский король Франциск I был разбит испанцами и оказался в плену в Мадриде, ему пришлось подписать очень невыгодный для себя договор. Чтобы быть точно уверенными в том, что король, вернувшись во Францию, не отречётся от своих обещаний, испанцы потребовали заложников — два маленьких сына Франциска были отправлены в Мадрид и заменили там отца. Считается, что с этого момент началась любовь будущего короля Генриха II к Диане де Пуатье. Когда испуганный семилетний мальчик садился в карету, чтобы отправиться в далекий путь, единственным человеком, которая пожалела его и нежно с ним попрощалась, была Диана, ей было в тот момент уже 26 лет. Позже она станет главной женщиной его жизни. Наверное, не только из-за этого, но можно себе представить, как страшно ему было отправляться к врагам, как много значило в это время доброе слово.

В России тоже любили брать "аманатов" — например, когда казаки двигались вперед по Сибири, то взять заложников у местных вождей — было отличным способом обеспечить получение ясака. Все просто и ясно. Любили брать заложников и во время завоевания Кавказа — судьба сына имама Шамиля, которого отец был вынужден отправить в Петербург — печальная история человека, оказавшегося волей судьбы зажатого между двух культур. Он получил военное образование в Петербурге, служил в русской армии, говорил и читал по-русски и по-французски, а отец все пытался его вернуть и, наконец, смог этого добиться, только в свою очередь захватив заложников — жен и детей нескольких грузинских аристократов.

После этого Джамалуддина вернули отцу, только он так и не смог приспособиться к своей новой/старой жизни — умер от туберкулеза и от тоски.

Все эти истории кажутся какими-то очень древними, далекими, забытыми. Ну кто сегодня берет заложников? Разве что террористы. Ан глядь, оказывается, что наше государство тоже не гнушается этого простого и эффективного способа. До какого же средневековья мы докатились?

"Семьи изменников должны быть немедленно арестованы". Как в России возрождают советскую традицию брать заложников






https://theins.ru/opinions/eidelman/240643


Какие чувства может вызвать сообщение об аресте отца Ивана Жданова? Возмущение? - безусловно. Тревогу? - да. Сочувствие? - конечно. Вот одной только составляющей в этой мрачной гамме чувств у меня нет - удивления. И действительно, чему тут удивляться? Идея брать родных в заложники и отыгрываться на семьях постепенно становится у нас нормой жизни. Можно вспомнить Олега Навального, отсидевшего несколько лет только за то, что он брат своего брата. Можно вспомнить родителей активистов, которых выгоняют с работы, исключают из вузов, лишают бизнеса.

А на самом-то деле можно оглянуться и понять, что подобное поведение норма в нашей стране в течение как минимум последних ста лет. Что сделали большевики после того, как в конце августа 1918 года Леонид Канегиссер убил палача-чекиста Урицкого, а Фанни Каплан ранила Ленина? Расправились с обоими покушавшимися? Ну это уж безусловно. Но эти покушения дали возможность узаконить то, что делалось и до этого. Уже 5 сентября 1918 года издается постановление Совнаркома о красном терроре, по которому «классовые враги» должны быть изолированы в концентрационных лагерях ( да-да, так и сказано) и «подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Вопрос о том, что значит быть «прикосновенным» к мятежам, толковался очень расширительно - например, было достаточно оказаться священником, или дочерью офицера царской армии, или женой предпринимателя - пусть даже твой отец или муж давно отошел в мир иной или находится неизвестно где. Но ведь ты-то его родня, а значит, замарана.

«Прикосновенными» к мятежам советская власть считала священников и дочерей офицеров царской армии

Идея коллективной ответственности всегда была близка большевикам. Классовое сознание, классовая борьба, классовые враги - все эти понятия сразу разделяют людей на «наших» и «не наших» просто по принципу принадлежности к некой враждебной или дружественной группе. От такого подхода очень легко перейти к мысли о том, что семья тоже полностью несет ответственность за действия одного из своих членов - все они там одним миром мазаны.

И вот уже 2 ноября 1919 года Троцкий издает приказ «Смерть изменникам». Он касался 7-й армии, сражавшейся с войсками генерала Юденича. Оказалось, что «подавляющее большинство командиров» выполняло свой долг, но «некоторое число изменников, агентов Юденича, оказалось все же на низших командных должностях». Они, как выяснилось, сеяли панику, вызывали замешательство и даже перебегали в стан белых. Эти предатели, конечно, должны были быть расстреляны. Как это делать с перебежчиками не совсем ясно, но их имена должны были быть занесены « в черную книгу армии», чтобы наказание обрушилось на них позже, после неминуемой победы красных.

Но еще интереснее другая деталь - «семьи изменников должны быть немедленно арестованы». Почему? Приказ этого не объясняет, но понять логику нетрудно. С одной стороны, у большевиков не вызывает сомнений, что в семье, один из членов которой изменник, все остальные тоже отравлены этим гнусным ядом. Ну и, конечно, есть более простые причины. Например, элементарная месть - ты сбежал к Юденичу, сволочь, так знай, что твои жена и дети в тюрьме, а может, уже и расстреляны. С другой - предупреждение. Если кто-то собирается покинуть ряды Красной армии, пусть тоже подумает, что будет с его родными. Любовь к близким - то слабое место, за которое можно ухватить почти каждого.

Если кто-то собирается покинуть ряды Красной армии, пусть подумает, что будет с его родными

Пройдет несколько лет после окончания гражданской войны, когда, казалось бы, все должно было успокоиться, но понятие изменника родины окажется в Уголовном кодексе, а затем там же будут оговорены наказания и для членов его семьи. И вот уже понятие ЧСИР - член семьи изменника родины - становится зловеще знакомым, и появляются лагеря для жен изменников родины, и их дети отправляются в детские дома, а, повзрослев, может быть, уже и в лагерь. В ходу также выражение ЧСВН - член семьи врага народа.

Печально знаменитая 58-я статья предусматривала наказание для тех, кто бежал за границу, а в 1940 году отдельным постановлением было оговорено, что совершеннолетние родственники беглеца лишались избирательных прав и ссылались в Сибирь на пять лет. А если родственники знали о готовившемся побеге, то отправлялись уже не в ссылку, а в лагерь на срок от пяти до десяти лет, а их имущество конфисковывалось.

В 1941 году приказ 270 гласил, что командиров и политработников, дезертировавших в тыл (то бишь, отступивших перед натиском фашистских войск) или сдавшихся в плен, следовало считать злостными дезертирами. С дезертирами, понятно, разговор короткий - расстрел, но родственники, которые в тылу могли и не подозревать о том, что происходило на фронте, тоже должны были быть арестованы «как семьи нарушивших присягу и предавших свою родину дезертиров». Все мы слышали, в каком ужасающем положении находились советские военнопленные в фашистских лагерях, но ведь дело здесь не только в фашистских зверствах, но и в том, что эти люди считались изменниками, от них отвернулась их страна, и - вынужденно - должны были отвернуться и родные. Никаких посылок, никакой поддержки, никакой помощи через Красный крест…

В реальности все это толковалось намного шире - и вовсе не обязательно человек должен был бежать за границу, чтобы его семья была уничтожена. Нарком внутренних дел Ежов был кровавым садистом, виновным в гибели тысяч людей. Уничтожили его, впрочем, не для того, чтобы остановить репрессии, а просто чтобы Сталину было на кого свалить вину за таинственные «перегибы» и те многочисленные «щепки», которые летели во все стороны во время Большого террора. Вот только одновременно с Ежовым уничтожили его брата, двух племянников, брата жены. Сама жена покончила с собой до ареста. А вот человека, с которым, похоже, у нее был роман, и который приходил к ней в дом, - это не спасло от гибели. Звали его Исаак Бабель.

Друг моего отца, замечательный детский писатель Камил Икрамов, был сыном первого секретаря ЦК Узбекистана. Ему было десять лет, когда были арестованы и уничтожены его родители. Мальчик переехал к дедушке с бабушкой. Когда ему исполнилось 16, одного из его школьных приятелей вызвали в НКВД и стали спрашивать, о чем они разговаривают с Камилом. Тот честно сказал: «Он мне показывал собрание сочинений Сталина, которое у него есть». Следователь недовольно хмыкнул, но похоже, что не все отвечали так же. 16-летний Камил был арестован за антисоветскую агитацию и провел пять лет в лагерях, в 1948 году вышел, а через три года сел снова - еще на пять лет все за ту же загадочную агитацию.

Еще в XVII веке Соборное уложение обрекало на смерть изменника, а его родных - детей, жену, родителей - тоже на смерть просто за недонесение. А можно вспомнить правила монгольской армии - если отступал один воин, то казнили всю его десятку, если отступали десять - казнили сотню. Это, между прочим, тоже касается родственных связей - в десятку входили люди, принадлежавшие одному роду. Струсивший воин позорил всю свою родню, значит, все они были заинтересованы в том, чтобы присматривать друг за другом. А если не вышло, то все должны понести наказание.

Зачем все это нужно? Да все за тем же, зачем Троцкий издавал свой приказ по 7-й армии - чтобы, во-первых, запугать, сделать всех членов семьи зависимыми друг от друга, а во-вторых, банально отомстить. За тем же, зачем самые разные государи - монгольские ханы, османские султаны, византийские императоры и многие другие - требовали от подчиненных правителей присылать к их двору своих сыновей. Детей воспитывали в преклонении перед страной-победителем, а заодно и держали как заложников. Заметим в скобках, что точно так же и Екатерина II после разделов Польши «настоятельно попросила» польских аристократов прислать в Петербург своих молодых отпрысков… Конечно, их никто бы не стал обезглавливать или сажать на кол в случае нового польского восстания, но все-таки… неплохо, чтобы они были тут, под рукой.

Как же все уныло и просто - использовать то, что принято называть «слабостью» - любовь к мужа к жене, жены к мужу, родителей к детям, детей к родителям. Не боишься меня, так бойся за своих близких, выступил против меня - будем мстить тем, кого ты любишь. Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» среди многочисленных способов сломить волю арестованного приводит и такой: «игра на привязанности к близким». Это, по мнению автора, «самое действенное из запугиваний», на привязанности к близким можно сломить бесстрашного человека^

Угрожают посадить всех, кого вы любите. Иногда со звуковым сопровождением: твоя жена уже посажена, но дальнейшая ее судьба зависит от твоей искренности. Вот ее допрашивают в соседней комнате, слушай! И действительно, за стеной женский плач и визг (а ведь они все похожи друг на друга, да еще через стену, да и ты-то взвинчен, ты же не в состоянии эксперта; иногда это просто проигрывают пластинку с голосом «типовой жены»)… Но вот уже без подделки тебе показывают через стеклянную дверь, как она идет безмолвная, горестно опустив голову - да! Твоя жена! По коридорам госбезопасности! Ты погубил ее своим упрямством! Она уже арестована! ( а ее просто вызвали по повестке для какой-нибудь пустячной процедура, в уговоренную минуту пустили по коридору, но велели: головы не подымайте, иначе отсюда не выйдете!)

Тот же несгибаемый Александр Исаевич рассуждает о том, как не попасться на шантаж следователя, который запугивает тебя карами для твоих близких - и дает только один совет: попав в тюрьму, ты должен забыть, что у тебя остались на воле родные. Легко сказать… Кому это удавалось? И как быть тем, кто на воле, чьих родных отправляют в тюрьму? Тоже забыть о них? Мы знаем, что так поступали многочисленные пламенные революционеры, уходившие из семей, забывавшие о женах и детях, высоко поднимавшие свое горящее ярким светом сердце, чтобы осветить людям дорогу к новой жизни. Вот только…

Это ведь как раз означает отказаться от человеческих чувств и привязанностей ради чего-то высшего. По сути дела поступать так же, как и угрюмая власть, которая считает, что верность ей значит больше, чем верность семье, которая требует, чтобы дети отрекались от арестованных родителей, жены от мужей, мужья от жен, а если не отречешься - то становишься заложником, и тобой еще будут шантажировать арестованного.

Историков очень интригует вопрос о том, почему старые большевики, твердые революционеры, так покорно - почти без исключений - признавались на открытых московских процессах в самых невероятных, диких преступлениях, которых они, безусловно, не совершали. Этому есть много разных объяснений - и то, что кто-то из них считал, что чем более безумными будут их признания, тем легче люди в них будут сомневаться, а кого-то уговаривали взять на себя вину и таким образом обелить партию, и совесть у них была нечиста, потому что в середине тридцатых годов у всех у них уже руки были по локоть в крови, так что достойно сопротивляться следствию было сложно. А есть и совсем простое объяснение - многих из них просто банально шантажировали жизнями родных и близких. Похоже на то, что Бухарину обещали сохранить жизнь его молодой жене и маленькому ребенку. И действительно сохранили. Первую жену, правда, с которой он давно разошелся, расстреляли. Вторую, которая еще за несколько лет до ареста, отреклась от него, «всего лишь» посадили на десять лет, а третью жену - Анну Ларину - сначала выслали в Астрахань, потом, через полгода посадили на 8 лет, потом перекидывали из лагерей в тюрьмы, потом отправили в ссылку. Ее десятимесячного сына отдали на воспитание тете с дядей - и он даже не знал своего настоящего происхождения. А когда мальчику было десять лет, то тетю с дядей тоже посадили, а его отправили в детский дом. Так что слово Сталин сдержал - не убил…

Наверное, вся суть настоящего сопротивления как раз в том, чтобы не отрекаться от своих «слабостей», а превратить их в свою силу. Еще неизвестно, что произвело большее воздействие на общество - расследования Алексея Навального, или то, как он из клетки в зале суда показывал сердечко своей жене, и то, как его жена борется за его жизнь и свободу.

Можно себе представить, какой ужас испытывает сейчас Иван Жданов, понимая, что его отца, пожилого человека, бросили в тюрьму по высосанному из пальца обвинению, только чтобы воздействовать на сына. Обвинение, кстати, тоже очень характерное - он, оказывается, ошибочно рекомендовал выделить женщине квартиру по социальному найму. В Ненецком округе. В поселке Искателей. Не смогли найти ничего по-настоящему порочащего, чтобы привязаться к Юрию Жданову, и поэтому обвинили его в том, что он проявил доброту и заботу об обделенной семье. Ясно, что главная цель здесь - уязвить Ивана Жданова, но попутно нам в очередной раз отправляют послание: никаких человеческих чувств.

И в этой ситуации у Ивана Жданова один выход - как раз проявлять максимум человеческих чувств. Не идти на сговор с властями, - это как раз ни к чему не приведет. Можно вспомнить правило того же Солженицына - «С урками никаких компромиссов». Но биться за отца изо всех сил, так же, как Юлия Навальная бьется за своего мужа, так же как близкие множества арестованных борцов за свободу борются за них - это по-человечески, это нормально. Поддерживать тех, кто пострадал, и их близких - вот это нормально. В сталинские времена для ЧСИР ужасом было не только ожидание почти неизбежного ареста, но и то, что от них все отворачивались - телефон не звонил, друзья забывали, при встрече переходили на другую сторону улицы. Человек оказывался в вакууме - и это был первый шаг к гибели. То, что сегодня там много людей поддерживают невинно осужденных и их близких - это много значит.

Волан-де-морт был великим волшебником и думал, что взял Гарри Поттера на крючок, когда стал шантажировать его жизнями друзей, но он, как злой волшебник, не знал силы любви и человеческих чувств и поэтому проиграл. И в жизни тоже так будет.

И в этой ситуации у Ивана Жданова один выход - как раз проявлять максимум человеческих чувств. Не идти на сговор с властями, - это как раз ни к чему не приведет. Можно вспомнить правило того же Солженицына - «С урками никаких компромиссов». Но биться за отца изо всех сил, так же, как Юлия Навальная бьется за своего мужа, так же как близкие множества арестованных борцов за свободу борются за них - это по-человечески, это нормально. Поддерживать тех, кто пострадал и их близких - вот это нормально. В сталинские времена для ЧСИР ужасом было не только ожидание почти неизбежного ареста, но и то, что от них все отворачивались - телефон не звонил, друзья забывали, при встрече переходили на другую сторону улицы. Человек оказывался в вакууме - и это был первый шаг к гибели. То, что сегодня там много людей поддерживают невинно осужденных и их близких - это много значит.

Лорд Воландеморт был великим волшебником и думал, что взял Гарри Поттера на крючок, когда стал шантажировать его жизнями друзей, но он, как злой волшебник, не знал силы любви и человеческих чувств и поэтому проиграл. И в жизни тоже так будет.

Наверное, вся суть настоящего сопротивления как раз в том, чтобы не отрекаться от своих «слабостей», а превратить их в свою силу. Еще неизвестно, что произвело большее воздействие на общество - расследования Алексея Навального, или то, как он из клетки в зале суда показывал сердечко своей жене, и то, как его жена борется за его жизнь и свободу. Можно себе представить, какой ужас испытывает сейчас Иван Жданов, понимая, что его отца, пожилого человека, бросили в тюрьму по высосанному из пальца обвинению, только чтобы воздействовать на сына. Обвинение, кстати, тоже очень характерное - он, оказывается, ошибочно рекомендовал выделить женщине квартиру по социальному найму. В Ненецком округе. В поселке Искателей. Можно себе представить этот поселок и эту квартиру, и несчастную женщину, нуждающуюся в жилье по социальному найму. Не смогли найти ничего по-настоящему порочащего, чтобы привязаться к Юрию Жданову, и поэтому обвинили его в том, что он проявил доброту и заботу об обделенной семье. Ясно, что главная цель здесь - уязвить Ивана Жданова, но попутно нам в очередной раз отправляют послание: никаких человеческих чувств.

И в этой ситуации у Ивана Жданова один выход - как раз проявлять максимум человеческих чувств. Не идти на сговор с властями, - это как раз ни к чему не приведет. Можно вспомнить правило того же Солженицына - «С урками никаких компромиссов». Но биться за отца изо всех сил, так же, как Юлия Навальная бьется за своего мужа, так же как близкие множества арестованных борцов за свободу борются за них - это по-человечески, это нормально. Поддерживать тех, кто пострадал и их близких - вот это нормально. В сталинские времена для ЧСИР ужасом было не только ожидание почти неизбежного ареста, но и то, что от них все отворачивались - телефон не звонил, друзья забывали, при встрече переходили на другую сторону улицы. Человек оказывался в вакууме - и это был первый шаг к гибели. То, что сегодня там много людей поддерживают невинно осужденных и их близких - это много значит.

Лорд Воландеморт был великим волшебником и думал, что взял Гарри Поттера на крючок, когда стал шантажировать его жизнями друзей, но он, как злой волшебник, не знал силы любви и человеческих чувств и поэтому проиграл. И в жизни тоже так будет.

Наверное, вся суть настоящего сопротивления как раз в том, чтобы не отрекаться от своих «слабостей», а превратить их в свою силу. Еще неизвестно, что произвело большее воздействие на общество - расследования Алексея Навального, или то, как он из клетки в зале суда показывал сердечко своей жене, и то, как его жена борется за его жизнь и свободу. Можно себе представить, какой ужас испытывает сейчас Иван Жданов, понимая, что его отца, пожилого человека, бросили в тюрьму по высосанному из пальца обвинению, только чтобы воздействовать на сына. Обвинение, кстати, тоже очень характерное - он, оказывается, ошибочно рекомендовал выделить женщине квартиру по социальному найму. В Ненецком округе. В поселке Искателей. Можно себе представить этот поселок и эту квартиру, и несчастную женщину, нуждающуюся в жилье по социальному найму. Не смогли найти ничего по-настоящему порочащего, чтобы привязаться к Юрию Жданову, и поэтому обвинили его в том, что он проявил доброту и заботу об обделенной семье. Ясно, что главная цель здесь - уязвить Ивана Жданова, но попутно нам в очередной раз отправляют послание: никаких человеческих чувств.

И в этой ситуации у Ивана Жданова один выход - как раз проявлять максимум человеческих чувств. Не идти на сговор с властями, - это как раз ни к чему не приведет. Можно вспомнить правило того же Солженицына - «С урками никаких компромиссов». Но биться за отца изо всех сил, так же, как Юлия Навальная бьется за своего мужа, так же как близкие множества арестованных борцов за свободу борются за них - это по-человечески, это нормально. Поддерживать тех, кто пострадал и их близких - вот это нормально. В сталинские времена для ЧСИР ужасом было не только ожидание почти неизбежного ареста, но и то, что от них все отворачивались - телефон не звонил, друзья забывали, при встрече переходили на другую сторону улицы. Человек оказывался в вакууме - и это был первый шаг к гибели. То, что сегодня там много людей поддерживают невинно осужденных и их близких - это много значит.

Лорд Воландеморт был великим волшебником и думал, что взял Гарри Поттера на крючок, когда стал шантажировать его жизнями друзей, но он, как злой волшебник, не знал силы любви и человеческих чувств и поэтому проиграл. И в жизни тоже так будет.

Наверное, вся суть настоящего сопротивления как раз в том, чтобы не отрекаться от своих «слабостей», а превратить их в свою силу. Еще неизвестно, что произвело большее воздействие на общество - расследования Алексея Навального, или то, как он из клетки в зале суда показывал сердечко своей жене, и то, как его жена борется за его жизнь и свободу.

Можно себе представить, какой ужас испытывает сейчас Иван Жданов, понимая, что его отца, пожилого человека, бросили в тюрьму по высосанному из пальца обвинению, только чтобы воздействовать на сына. Обвинение, кстати, тоже очень характерное - он, оказывается, ошибочно рекомендовал выделить женщине квартиру по социальному найму. В Ненецком округе. В поселке Искателей. Не смогли найти ничего по-настоящему порочащего, чтобы привязаться к Юрию Жданову, и поэтому обвинили его в том, что он проявил доброту и заботу об обделенной семье. Ясно, что главная цель здесь - уязвить Ивана Жданова, но попутно нам в очередной раз отправляют послание: никаких человеческих чувств.

И в этой ситуации у Ивана Жданова один выход - как раз проявлять максимум человеческих чувств. Не идти на сговор с властями, - это как раз ни к чему не приведет. Можно вспомнить правило того же Солженицына - «С урками никаких компромиссов». Но биться за отца изо всех сил, так же, как Юлия Навальная бьется за своего мужа, так же как близкие множества арестованных борцов за свободу борются за них - это по-человечески, это нормально. Поддерживать тех, кто пострадал, и их близких - вот это нормально. В сталинские времена для ЧСИР ужасом было не только ожидание почти неизбежного ареста, но и то, что от них все отворачивались - телефон не звонил, друзья забывали, при встрече переходили на другую сторону улицы. Человек оказывался в вакууме - и это был первый шаг к гибели. То, что сегодня там много людей поддерживают невинно осужденных и их близких - это много значит.

Волан-де-морт был великим волшебником и думал, что взял Гарри Поттера на крючок, когда стал шантажировать его жизнями друзей, но он, как злой волшебник, не знал силы любви и человеческих чувств и поэтому проиграл. И в жизни тоже так будет.

Наверное, вся суть настоящего сопротивления как раз в том, чтобы не отрекаться от своих «слабостей», а превратить их в свою силу. Еще неизвестно, что произвело большее воздействие на общество - расследования Алексея Навального, или то, как он из клетки в зале суда показывал сердечко своей жене, и то, как его жена борется за его жизнь и свободу. Можно себе представить, какой ужас испытывает сейчас Иван Жданов, понимая, что его отца, пожилого человека, бросили в тюрьму по высосанному из пальца обвинению, только чтобы воздействовать на сына. Обвинение, кстати, тоже очень характерное - он, оказывается, ошибочно рекомендовал выделить женщине квартиру по социальному найму. В Ненецком округе. В поселке Искателей. Можно себе представить этот поселок и эту квартиру, и несчастную женщину, нуждающуюся в жилье по социальному найму. Не смогли найти ничего по-настоящему порочащего, чтобы привязаться к Юрию Жданову, и поэтому обвинили его в том, что он проявил доброту и заботу об обделенной семье. Ясно, что главная цель здесь - уязвить Ивана Жданова, но попутно нам в очередной раз отправляют послание: никаких человеческих чувств.

И в этой ситуации у Ивана Жданова один выход - как раз проявлять максимум человеческих чувств. Не идти на сговор с властями, - это как раз ни к чему не приведет. Можно вспомнить правило того же Солженицына - «С урками никаких компромиссов». Но биться за отца изо всех сил, так же, как Юлия Навальная бьется за своего мужа, так же как близкие множества арестованных борцов за свободу борются за них - это по-человечески, это нормально. Поддерживать тех, кто пострадал и их близких - вот это нормально. В сталинские времена для ЧСИР ужасом было не только ожидание почти неизбежного ареста, но и то, что от них все отворачивались - телефон не звонил, друзья забывали, при встрече переходили на другую сторону улицы. Человек оказывался в вакууме - и это был первый шаг к гибели. То, что сегодня там много людей поддерживают невинно осужденных и их близких - это много значит.

Лорд Воландеморт был великим волшебником и думал, что взял Гарри Поттера на крючок, когда стал шантажировать его жизнями друзей, но он, как злой волшебник, не знал силы любви и человеческих чувств и поэтому проиграл. И в жизни тоже так будет.


Flag Counter