https://alternative.help/
Пропавшие в рабство
Как работает невольничий рынок в современной России
https://www.kommersant.ru/doc/2352306
Дo мигрантов полиции дела тем более нет. Год назад, 30 октября, движение "Альтернатива" освободило рабов из продуктового магазина на востоке Москвы. Женщин годами держали в подвале, били, насиловали, плохо кормили, не давали спать. Избитых продавщиц регулярно видели покупатели из соседних домов. Дети рождались и росли в неволе. Скандал был огромный. Десять освобожденных рабов сутки напролет давали интервью и снимались для телепередач.
Уголовное дело, несмотря на это, просуществовало ровно два дня. Возбужденное 4 ноября, 6-го уже было закрыто прокуратурой. Следствие закрытие дела обжаловало, прокуратура снова закрывала. Так тянулось до февраля. Часть потерпевших к тому времени уехали домой и писать заявления не стали.
— А потом в Узбекистане и Казахстане нашлись другие девушки, работавшие раньше в Москве на тех же хозяев,— рассказывает Ирина Шелекетова, координатор комитета "Гражданское содействие".
Всего появилось семь новых заявителей. Их даже возили в Москву давать показания следственному управлению по Восточному округу. Но в июне в возбуждении дела все равно отказали. С тех пор адвокаты "Гражданского содействия" тщетно пытаются ознакомиться с материалами доследственных мероприятий и обжаловать отказ в суде.
— У нас были не только показания самих рабов,— говорит адвокат потерпевшей Лейлы Ашировой Ирина Бирюкова.— Мы предоставили свидетельства местных жителей и множество медицинских документов. Данные о переломанных пальцах, о рубцах на головах детей. Но после опроса хозяев магазина и их родственников дело было закрыто. Сотрудники правоохранительных органов с самого начала нам сказали: "В России нет рабства". Исходя из этого и расследовали дело.
Невольник по цене ноутбука
Окрестности Махачкалы — огромная стройка. По обочинам дороги из аэропорта тянутся частные дома разной степени готовности. Основной стройматериал — крупный, грубо слепленный кустарный кирпич. Местный товар, в Ингушетии, например, такого не увидишь.
Дагестанские кирпичные заводы хорошо видно из космоса. На спутниковых снимках они торчат рыжими пятнами в Махачкале, Каспийске и их ближайших пригородах. Прямо среди жилых домов и дач. Глину роют там же, на территории завода. Газ для обжига часто берут просто из трубы.
Кирпич в сезон стоит 13 рублей, сейчас — 10. На заводе, где работал Аллег, в день отгружали 20-25 поддонов по 450 кирпичей каждый. Значит, доход 3-4 млн в месяц, в зависимости от сезона. Вычесть содержание рабов, зарплату вольнонаемным, транспорт, электричество и прочие организационные затраты — и получится малый бизнес. Убрать рабский труд и даровой газ, и прибыль заводов вообще окажется под вопросом.
Вот почему Аллег обошелся своему хозяину всего в 15 тысяч. За столько же купили на каменоломни Илью. По цене недорогого ноутбука.
— Рабыня, способная работать в сауне, стоит от 70 до 150 тысяч рублей,— объясняет Олег Мельников.— Бабушка, чтобы просить милостыню,— 35 тысяч. За мужчину раньше просили 1-1,2 тысячи долларов, а теперь раб подешевел до 500.
Криминальный товар дешевеет, только когда риск невелик. А русское трудовое рабство существует в комфортном режиме. Вербовщики, никого не боясь, набирают никому не нужных провинциалов. За одну поломанную жизнь они, по данным "Альтернативы", получают 3 тысячи рублей. Немного, но и работа непыльная. Водители присматривают за живым товаром в пути. А рабовладельцы даже не считают нужным тратиться на охрану и заборы.
Когда эта статья была уже почти готова, прокуратура Республики Дагестан провела очередную проверку исполнения законодательства на кирпичных заводах. Естественно, "фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено".
Рабы XXI века
Контекст
Случаи использования рабского труда выявляются не только в республиках Северного Кавказа. "Огонек" собрал последние громкие разоблачения рабовладельцев
В августе 2007 года прокурор Бураевского района Башкирии Ильдар Яушев был уволен "за нарушение присяги" после проведенной проверки, выявившей использование его семьей рабского труда на строительстве тепличного хозяйства. По версии следствия, 12 граждан Узбекистана бесплатно работали по 15 часов в день и периодически избивались. Против жены и тестя прокурора было возбуждено дело по статье 127 УК РФ ("Незаконное лишение свободы"). В действиях самого господина Яушева Кировский суд Уфы не нашел состава преступления.
6 сентября 2010 года в Нижнем Новгороде суд приговорил трех участников банды к срокам от 9 лет заключения за похищение людей, использование рабского труда и убийство. С 2005 по 2009 год обвиняемые заманивали на якобы высокооплачиваемую работу бездомных, после чего их запирали в подвале и под угрозами заставляли работать по хозяйству. Всего были похищены 9 человек, трое из них были позже убиты.
16 декабря 2010 года Следственный комитет возбудил дело об "использовании рабского труда с применением шантажа, насилия" на кубанской ферме "Артекс-Агро", принадлежащей Надежде Цапок (мать осужденного за убийство 12 человек Сергея Цапка). По версии следствия, работами на ферме принудительно занимались 11 граждан Украины, к которым применялось насилие. Обвиняемыми стали гражданка Украины Мария Дан и житель Кущевского района Николай Щербаков. В апреле 2012 года суд приговорил их к 4 и 6 годам соответственно. Вину госпожи Цапок в этом преступлении следствие не выявило.
30 мая 2013 года в Воронежской области суд признал уроженца Армении Сурика Брояна виновным в использовании рабского труда. Следствие выяснило, что на своей животноводческой ферме он с 2011 года принуждал к рабскому труду около 20 человек, у которых были отобраны документы. К людям применялись телесные наказания, их изолировали и сажали на цепь. Обвиняемый был приговорен к 5,5 года условно, однако облсуд по ходатайству прокуратуры отменил приговор. Дело направлено на пересмотр.
6 августа 2013 года ГСУ ГУ МВД по Москве предъявило обвинения по части 3 статьи 127.2 УК РФ ("Использование рабского труда") экс-директору "АСТ Групп" и компании "АСТ-Карго" (ранее работали на Черкизовском рынке) Жануко Рафаилову. По версии следствия, в складских помещениях в районе Гольяново, которые были арендованы от имени "АСТ-Карго", а затем переданы в субаренду, был организован швейный цех, где в антисанитарных условиях трудились более 700 граждан Вьетнама. Подозреваемый находится под арестом.